С 1 июля 2017 года ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в Перечень видов работ.

3. Результаты проведенной экспертизы

В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках приказа N 624 и приводят к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.

3.1. Раздел III Перечня включает в себя пункт 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".

Работы, входящие в данную группу видов работ, имеют отраслевую привязку (подгруппы видов работ и виды работ приведены по отраслям и сферам строительства: предприятия и объекты черной металлургии; предприятия и объекты цветной металлургии; объекты нефтегазового комплекса; метрополитены и др.).

"Отраслевая привязка" видов работ по организации строительства дает основания СРО и заказчикам строительных работ требовать от компании, осуществляющей такие работы, наличия профильного специалиста в соответствии с видом работ по организации строительства. Вместе с тем наличие подобного специалиста "узкого" профиля не может повысить качество строительства: все работы выполняются субподрядными организациями, имеющими свидетельство СРО о допуске к ним (или самим генподрядчиком, имеющим соответствующее свидетельство о допуске).

Монетизированные последствия указанной проблемы могут быть представлены следующим образом.

СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, объединяют 103 000 компаний (данные представлены НОСТРОЕМ).

Примерно треть компаний имеет допуск к тем или иным видам работ по генподряду и, соответственно, имеют в своем штате узкопрофильных специалистов, не задействованных в процессе работ, но необходимых для получения свидетельства о допуске (экспертная оценка "ОПОРЫ России"). Таким образом, проблема актуальна для 34 300 компаний (103 000 * 1/3).

При средней заработной плате в сфере строительства в 37 177 рублей в месяц (данные Росстата, 2010 г.) с учетом страховых взносов в ПФ, ФСС, ФФОМС расходы одной компании на подобного специалиста составляют порядка 580 000 рублей в год на каждого профильного специалиста ((37 177 рублей + (37 177 рублей * 0,3)) * 12).

Общие затраты отрасли на выполнение рассматриваемого требования составляют порядка 19 894 000 000 рублей в год (580 000 рублей * 34 300), что делает проблему существенной.

В то же время специализированные организации, очевидно, заинтересованы в кадрах узкой специализации. Таким образом, трудоустройство таких специалистов не должно стать проблемой.

В качестве решения описанной проблемы предлагается отказаться от отраслевой привязки вышеназванной группы видов работ, сохранив, однако, виды работ по организации строительства, отмеченные <*> (астериксом).

В этой связи предлагается изложить пункт 33 раздела III Перечня в следующей редакции:

"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.1. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (за исключением объектов, указанных в подпунктах 33.2 - 33.5 настоящего пункта)

33.2. Предприятия и объекты легкой промышленности <*>

33.3. Предприятия и объекты пищевой промышленности <*>

33.4. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства <*>

33.5. Предприятия и объекты общественного транспорта <*>".

Сохранение примечания <*> обусловлено необходимостью сохранения видов работ, которые требуют получения свидетельства о допуске СРО в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Кодекса.

3.2. Раздел III Перечня включает в себя ряд видов работ, направленных на снижение риска возникновения пожара, монтаж оборудования для ликвидации пожара и иные виды работ, противопожарной направленности: пункты 9.3, 10.1, 10.3, 12.1, 12.2, 12.3, 12.12, 15.1, 15.4, 15.6, 20.1, 20.12, 20.13, 23.6, 24.5, 24.6, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12, 24.14, 24.29, 31.5.

Вместе с тем, согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Постановлением от 30 декабря 2011 г. N 1225 (далее - постановление N 1225) утвержден перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень постановления N 1225), который включает в себя ряд видов работ, включенных также в Перечень приказа N 624.

Соответствие вышеназванных перечней представлено в таблице 3.