Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

2.1. Общая характеристика сферы реализации

подпрограммы, формулировка основных проблем в указанной

сфере и прогноз ее развития

В силу объективных факторов различного характера (исторических, географических, климатических и иных) размещение производительных сил на территории Российской Федерации крайне неравномерно, что обуславливает наличие дифференциации в уровне обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований бюджетными средствами из закрепленных за ними источников для исполнения их расходных обязательств.

Так, основные макроэкономические показатели по субъектам Российской Федерации за 2011 год отличаются в несколько раз: среднедушевые денежные доходы в 5 раз, среднемесячная заработная плата в 5 раз, стоимость жилищно-коммунальных услуг в 7 раз, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг более чем в 2 раза, а разница в валовом региональном продукте на душу населения между 5 регионами с максимальным и минимальным значением за 2010 год составила 18 раз. Более 45 процентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации аккумулируются в десяти наиболее развитых регионах, в которых проживает 30 процентов населения Российской Федерации. Бюджетная обеспеченность 10 субъектов Российской Федерации, имеющих наибольшую бюджетную обеспеченность, на 2012 год до выравнивания с помощью дотаций в 6,2 раза превышает бюджетную обеспеченность 10 наименее развитых субъектов Российской Федерации. Схожая ситуация в различиях бюджетной обеспеченности между отдельными муниципальными образованиями наблюдается внутри одного субъекта Российской Федерации подчас в еще большей степени, чем в целом по стране.

Помимо этого в процессе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации могут возникать непредвиденные ситуации, негативным образом сказывающиеся на их сбалансированности. Это могут быть выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования ликвидации последствий стихийных бедствий и множество других факторов, которые невозможно предусмотреть заранее. В целях нивелирования негативных последствий таких ситуаций в федеральном бюджете ежегодно предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам таких субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации в 22 субъектах Российской Федерации функционирует 42 ЗАТО общей численностью населения 1,3 миллиона человек, на территории которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, а также военные и иные объекты, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Это обуславливает необходимость компенсации из федерального бюджета дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с режимом их безопасного функционирования.

Помимо безвозвратной и безвозмездной нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в значительных объемах оказывается поддержка на принципах кредитования в виде бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, на покрытие временных кассовых разрывов и на поддержку отдельных направлений расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (в 2011 году - на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, а в 2012 году - на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений). В условиях экономического кризиса масштабы такой поддержки возросли как по объемам, так и по направлениям кредитования. При этом были увеличены и сроки кредитования.

Мероприятия настоящей подпрограммы в значительной степени носят текущий характер. Тем не менее, нынешний этап бюджетной реформы и актуальные задачи модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления предполагают некоторую корректировку указанных механизмов.