Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3.1. Актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации

1.3.1. Актуализация форм и механизмов

предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов

Российской Федерации

В среднесрочной перспективе сохранится важность межбюджетных отношений и их влияние как на устойчивость бюджетов субъектов Российской Федерации, так и на региональное развитие в целом. Поэтому особую актуальность приобретает не только совершенствование порядка оказания финансовой помощи, но и повышение ее эффективности.

При этом стоит отметить, что отдельные недостатки действующей системы межбюджетных отношений снижают ее эффективность:

относительно невысокая самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации при распоряжении поступающими из федерального бюджета средствами;

невысокая доля межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий, распределяемых федеральным законом о федеральном бюджете;

частая корректировка порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

наличие значительного количества видов межбюджетных трансфертов, что значительно усложняет порядок их распределения и процедуру получения средств нижестоящими бюджетами;

наличие значительного количества иных межбюджетных трансфертов.

В этой связи действующая система предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации требует пересмотра в части:

разграничения полномочий между участниками бюджетного процесса, консолидации и оптимизации форм межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий;

увеличения объема необусловленной финансовой помощи из федерального бюджета;

увеличения количества межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

оптимизации целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе иных межбюджетных трансфертов;

стабилизации действующих механизмов расчета финансовой помощи, осуществляемой на основе принципов прозрачности расчетного механизма и возможности прогнозирования отдельных показателей исполнения бюджета в среднесрочном периоде (3 - 4 года);

усиления роли стимулирующих механизмов предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям.

В рамках реализации государственной программы предусматривается перераспределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации, от субсидий и субвенций к дотациям, в том числе путем оптимизации части субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

На первом этапе реализации государственной программы (2013 - 2015 годы) предполагается снижение объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с окончанием реализации отдельных федеральных целевых программ, в том числе по проведению крупных международных спортивных мероприятий, а также завершением софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с достижением поставленных целей указанного софинансирования по таким направлениям, как здравоохранение, образование, национальная экономика.

Одновременно предполагается увеличение объемов предоставления нецелевых межбюджетных трансфертов, в том числе за счет индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

На втором этапе (2016 - 2020 годы) планируется рассмотреть возможность поддержки финансирования отдельных направлений деятельности текущего характера органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемых в настоящее время за счет субсидий из федерального бюджета, через механизм консолидации субсидий и (или) нецелевой финансовой помощи.

Кроме того, в целях усиления роли стимулирующих механизмов предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям необходимо перейти к предоставлению субсидий в форме блочного трансферта. Это позволит расширить самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в использовании получаемых средств с учетом региональных особенностей и одновременно осуществить стимулирование развития отраслей в целом, а не отдельных узких направлений деятельности.

Целесообразно также подготовить изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на изменение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований только исходя из доли дотаций в объеме собственных доходов указанных бюджетов.

На регулярной основе с учетом мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо проводить работу по:

анализу действующих механизмов предоставления межбюджетных трансфертов с точки зрения их результативности, наличия нормативных правовых актов и методик, устанавливающих порядок расчета распределения финансовой помощи и оценки результативности;

совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере механизма предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе и с учетом предложений регионов;

мониторингу предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью определения эффективности предоставляемых субсидий, включая показатели результативности, а также подготовке предложений по совершенствованию механизмов софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам ЗАТО.

Эти мероприятия создадут правовые условия для совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.