Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3.2. Повышение эффективности предоставления нецелевых межбюджетных трансфертов

1.3.2. Повышение эффективности предоставления нецелевых

межбюджетных трансфертов

В условиях усиления самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в определении приоритетных направлений социально-экономической политики и оценки эффективности их деятельности со стороны федерального уровня роль необусловленных трансфертов возрастает, поскольку они возлагают ответственность за достижение показателей развития субъектов Российской Федерации на региональные власти.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах была поставлена задача по корректировке принципов предоставления межбюджетных трансфертов и переходу к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации. В то же время выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации подразумевает снижение финансовой помощи тем регионам, у которых увеличился налоговый потенциал. Такое снижение должно быть постепенным, не пропорциональным росту налоговых доходов субъекта Российской Федерации, что и должно создавать стимулы для субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы.

Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составил 1470 млрд. рублей, в том числе 38 процентов общего объема составили дотации - 564 млрд. рублей, из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - 27 процентов общего объема, или 397 млрд. рублей.

В настоящее время на федеральном уровне действует объективный формализованный порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации, который предусматривает механизмы, ориентированные на недопущение резкого сокращения дотаций, в том числе субъектам Российской Федерации с опережающим экономическим ростом, и стимулирование роста налоговых поступлений субъекта Российской Федерации, которые даже в случае снижения объема получаемых дотаций позволяют не только компенсировать, но и перекрыть их снижение.

Вместе с тем существует необходимость проведения работы по совершенствованию методики распределения указанных дотаций в целях сохранения условий обеспечения равных возможностей доступа граждан к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, посредством выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Например, в случае внесения изменений в федеральное законодательство в части перераспределения полномочий между уровнями публичной власти или влияния на доходную базу субфедеральных бюджетов (отмена или введение налоговых льгот), которые отражаются на уровне бюджетной обеспеченности регионов.

Кроме того, предполагается совершенствование механизма выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сохранения стимулов для регионов к развитию собственной налоговой базы. Так, при распределении указанных дотаций будет рассмотрен вопрос по учету мер, принимаемых субъектами Российской Федерации по расширению налогового потенциала (например, путем учета налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, установленных региональным законодательством).

При этом методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на протяжении всего срока реализации государственной программы должна соответствовать следующим критериям:

стабильность и предсказуемость;

адекватность отражения макроэкономической ситуации (в части прогнозирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации);

сохранение стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации к наращиванию регионального налогового потенциала, исключение иждивенческих настроений.

Благодаря предоставлению указанных дотаций удалось сократить степень дифференциации между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации в 2011 году по сравнению с расчетной дифференциацией с 5,8 до 2,4 раза, а в 2012 году - с 6,2 до 2,5 раза при увеличении числа получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы останутся важным инструментом межбюджетного регулирования, однако в среднесрочной перспективе направления их использования, а также удельный вес в общем объеме межбюджетных трансфертов будут сокращаться.