Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3.3. Повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных субсидий

1.3.3. Повышение эффективности предоставления

и использования межбюджетных субсидий

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность субъектов Российской Федерации в решении вопросов развития региональной экономики и социальной сферы, формирование "бюджета развития" регионов, способствующей сокращению существующей межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии. В 2011 году бюджетам субъектов Российской Федерации было перечислено субсидий на сумму 509 млрд. рублей, с удельным весом в общем объеме межбюджетных трансфертов 35 процентов.

Вместе с тем существует ряд проблем по предоставлению и эффективному использованию субсидий.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти - субъектами бюджетного планирования, зачастую не в полной мере соответствуют положениям постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" в части критериев отбора субъектов Российской Федерации, условий предоставления субсидий, показателей результативности, методик определения уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Необходимо дальнейшее совершенствование правил предоставления и распределения субсидий, проведение мониторинга наличия разработанных методик предоставления субсидий, так как это позволит избежать ситуации с задержкой распределения лимитов годовых назначений бюджетных ассигнований и заключения соглашений, открытия финансирования, а следовательно, и несвоевременного перечисления средств субъектам Российской Федерации, наличия неиспользованных остатков бюджетных средств на конец отчетного финансового года.

Кроме того, распределение большинства субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в течение текущего финансового года (в 2012 году - 79 процентов субсидий). В результате органы государственной власти субъектов Российской Федерации фактически лишены возможности достоверного бюджетного планирования. Необходимо предпринимать меры по увеличению числа субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации до начала финансового года федеральным законом о федеральном бюджете.

Актуальной является консолидация субсидий. При этом государственные программы Российской Федерации могли бы определять общие для всех уровней власти направления и приоритеты государственной политики, а их реализация на региональном уровне - поддерживаться, как правило, одной субсидией, предоставляемой в рамках соответствующей государственной программы.

На первом этапе реализации подпрограммы (2013 - 2015 годы) будет начат процесс консолидации субсидий, полное завершение которого планируется к окончанию второго этапа реализации подпрограммы в 2020 году.

В рамках подготовки проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов планируется провести работу с ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации по разработке и согласованию предложений по консолидации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации и главных распорядителей соответствующих средств федерального бюджета.

Будут проработаны необходимые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", позволяющие регламентировать процесс консолидации субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Новые подходы к консолидации (укрупнению) приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и государственных программ Российской Федерации также будут применяться при формировании перечня приоритетных расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, софинансируемых из федерального бюджета.

Предстоит также проработать вопрос типологизации регионов. Необходимо учитывать различия между регионами более тщательно, применяя дифференцированные подходы при оказании государственной поддержки, направленной на их социально-экономическое развитие. Сложившаяся дифференциация регионов делает возможным и группировку регионов по типам развития и оказание разных видов государственной поддержки в зависимости от типа региона.

Кроме того, в целях совершенствования механизмов предоставления целевых межбюджетных трансфертов планируется создание Координационного совета по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования форм государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.