Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 1. Количественные параметры сферы реализации государственной программы в 2005 - 2011 годах

Таблица 1

Количественные параметры сферы реализации государственной

программы в 2005 - 2011 годах

────────────────────────────────────┬────────┬───────┬───────┬───────┬────────

Наименование │ 2005 │ 2007 │ 2009 │ 2010 │ 2011

│ год │ год │ год │ год │ год

────────────────────────────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴────────

Дефицит число 55 36 62 63 57

консолидированных субъектов

бюджетов субъектов Российской

Российской Федерации Федерации

объем, 47,5 88 378,9 201,6 203,1

млрд.

рублей

Профицит число 34 50 21 20 26

консолидированных субъектов

бюджетов субъектов Российской

Российской Федерации Федерации

объем, 106,1 125,9 49,6 102 168,5

млрд.

рублей

Отношение бюджетной обеспеченности 10,8 11 9,9 6,6 5,8

10 наиболее и 10 наименее

обеспеченных субъектов Российской

Федерации (до межбюджетного

выравнивания), раз

Степень сокращения дифференциации 3,8 2,9 2,9 2,4 2,4

бюджетной обеспеченности между 10

наиболее и 10 наименее

обеспеченными субъектами Российской

Федерации вследствие выравнивания

их бюджетной обеспеченности, раз

Число субъектов Российской 69 68 73 69 69

Федерации, получивших дотации на

выравнивание бюджетной

обеспеченности субъектов Российской

Федерации и муниципальных

образований

Число субъектов Российской 82 72 79 77 83

Федерации, получивших дотации на

поддержку мер по обеспечению

сбалансированности бюджетов

субъектов Российской Федерации

Доля дотаций в объеме межбюджетных 69,5% 54,3% 39% 37,4% 34,3%

трансфертов из федерального бюджета

бюджетам субъектов Российской

Федерации

Доля субсидий из федерального - - 20,5% 26,6% 22,4%

бюджета бюджетам субъектов

Российской Федерации, распределение

которых между субъектами Российской

Федерации утверждено (единственный

получатель которых определен)

приложениями к федеральному закону

о федеральном бюджете на очередной

финансовый год и на плановый

период, в общем количестве субсидий

из федерального бюджета бюджетам

субъектов Российской Федерации

Число субъектов Российской 5 13 80 77 62

Федерации, получивших бюджетные

кредиты из федерального бюджета

Количество субсидий из федерального 62 72 88 79 107

бюджета бюджетам субъектов

Российской Федерации

Число субъектов Российской 12 3 2 12 12

Федерации, имевших нарушения

бюджетного законодательства

Число субъектов Российской 79 62 69 65 63

Федерации, допустивших просроченную

кредиторскую задолженность

Доля межбюджетных трансфертов из 13% 10% 21% 17% 18%

федерального бюджета (за

исключением субвенций, а также

предоставляемых субъектам

Российской Федерации из

Инвестиционного фонда Российской

Федерации субсидий) в объеме

собственных доходов

консолидированных бюджетов

субъектов Российской Федерации

Число субъектов менее 5% 9 8 4 4 3

Российской Федерации, у

которых доля межбюджетных 5 - 20% 30 32 15 34 30

трансфертов в доходах (за

исключением субвенций, а 20 - 60% 39 35 55 38 43

также предоставляемых

субъектам Российской свыше 11 11 9 7 7

Федерации из 60%

Инвестиционного фонда

Российской Федерации

субсидий)

Доля расходов консолидированных - - 20,7% 29,0% 37,7%

бюджетов субъектов Российской

Федерации, формируемых в рамках

целевых программ

Средний балл субъектов Российской - - 62,1 68,8 74,7

Федерации по результатам оценки

качества управления региональными

финансами

Степень превышения уровня бюджетной 2 1,7 1,7 1,4 1,4

обеспеченности населения в среднем

по закрытым административно-

территориальным образованиям по

сравнению со средним уровнем по

муниципальным образованиям

субъектов Российской Федерации, на

территории которых они расположены,

раз

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

На основании данной аналитической таблицы (таблица 1) можно утверждать, что за период 2005 - 2011 годов наблюдается положительная динамика по основным параметрам сферы реализации государственной программы.

В развитых зарубежных странах главной целью и важнейшей функцией органов власти в области предоставления межбюджетных трансфертов является создание стабильной системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, обеспечивающей их максимально эффективное использование для предоставления бюджетных услуг.

В зарубежных странах большое внимание уделяется выравниванию региональных различий посредством использования налогов и трансфертов. Политика финансового выравнивания проводится во многих странах, но лишь в Германии, Канаде и Австралии выравнивающие трансферты играют ведущую роль в межбюджетном регулировании. В США, в свою очередь, межбюджетные трансферты представлены системой грантов, а в Бразилии широкое распространение получил механизм перераспределения налоговых и неналоговых доходов между регионами через специально установленные нормативы.

Простое копирование передовых моделей бюджетных систем и межбюджетных отношений иностранных государств не применимо ввиду специфичности политического устройства, исторических особенностей, степени дифференциации субъектов Российской Федерации и других внутренних факторов. В то же время совмещение и адаптация накопленного зарубежного опыта в российских условиях, а также применение принципиально новых механизмов являются неотъемлемой частью процесса совершенствования организации бюджетного процесса и устройства бюджетной системы.

Основными тенденциями развития сферы государственной программы являются:

повышение самостоятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

снижение зависимости консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета;

развитие программно-целевых методов управления общественными финансами;

повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.

Основными проблемами в сфере реализации государственной программы, в том числе в случае затруднений с реализацией ее основных мероприятий, являются:

повышение рисков несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

несвоевременное осуществление или осуществление не в полном объеме полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

увеличение просроченной кредиторской задолженности;

снижение качества управления региональными и муниципальными финансами;

рост нарушений бюджетного законодательства.

Особенности сферы реализации государственной программы, условия ее реализации и имеющиеся проблемы предопределяют цели, задачи, структуру и состав мероприятий государственной программы.

Региональная политика неразрывно связана с общенациональными задачами, которые заключаются в обеспечении экономического развития, создании общества социальной справедливости, диверсификации производства, выходе на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией с высокой добавленной стоимостью, повышении качества оказания государственных услуг. Воплощение указанных приоритетов невозможно без сбалансированной и взаимоувязанной политики, проводимой на всех уровнях публичной власти, в том числе за счет бюджетных средств, выступающих в качестве катализаторов вышеописанных процессов.

Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов бюджетной системы, а также сокращение разрыва в уровнях бюджетных возможностей являются обязательными условиями, необходимыми для решения поставленных задач.

Перевод России на инновационный путь развития и решение долгосрочных экономических задач, в том числе предусмотренных Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, невозможен без согласования различных направлений социально-экономической политики, в том числе бюджетного, которое позволяет обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Реализация комплекса мероприятий государственной программы создает не только финансовую основу для осуществления на региональном уровне инновационных проектов, обеспечивая стабильность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, но и способствует развитию инновационной активности регионов через применение стимулирующих механизмов государственной программы.

Предоставление межбюджетных трансфертов также обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях публичной власти. Реализация указанных аспектов региональной политики обеспечивается в том числе через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают финансовыми ресурсами региональные и местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность регионов в средствах на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение.

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность субъектов Российской Федерации в решении вопросов развития региональной экономики и социальной сферы, привлечения средств федерального бюджета на приоритетные направления инвестиционных расходов, что способствует региональному развитию по приоритетным направлениям государственной поддержки.

В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетных кредитов.

Повышение качества оказания государственных услуг осуществляется через механизм делегирований федеральных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий.

Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов, а также проведение бюджетных реформ на всех уровнях бюджетной системы являются неотъемлемой частью региональной политики, а также федеральных задач по формированию эффективного государства с высоким качеством управления финансами и устойчивым развитием территорий.

Реализация государственной программы оказывает влияние на показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из результатов, к которым приведет непредоставление бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной программой, будет снижение численности занятого в экономике населения (до 150 тыс. человек) и соответствующее увеличение уровня безработицы, в первую очередь в бюджетной сфере (образование, здравоохранение). Столь существенное повышение уровня безработицы приведет к замедлению экономического роста и снижению ожидаемых темпов роста валового внутреннего продукта в целом по Российской Федерации.

В случае если руководство региона решит сохранить рабочие места и пойти лишь на сокращение заработной платы, это приведет к оттоку населения из сфер, оказывающих социальные услуги населению и падению качества их предоставления. В любом случае вместо доведения заработной платы работников бюджетных учреждений до средней по экономике региона субъекты Российской Федерации столкнутся с усилением социальной стратификации.

В крайне затруднительном положении в первую очередь окажутся наименее обеспеченные регионы, которые в большей степени зависят от федеральной помощи. Это приведет к ухудшению ситуации на рынке труда и возможному оттоку населения из регионов Дальнего Востока, Сибири и Северного Кавказа. Как результат - социальное напряжение в обществе и сворачивание программ развития отдельных территорий за счет собственных бюджетных ресурсов.

Увеличение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности обеспечит усиление миграционных потоков на территории страны, концентрацию населения в крупных экономически развитых агломерациях, ухудшение социально-экономической и политической конъюнктуры в регионах.

Государственная программа призвана создать условия для устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.