Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Общая характеристика сферы реализации государственной

программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз

ее развития

На территории Российской Федерации сосредоточены исключительные запасы минерально-сырьевых, топливно-энергетических и иных природных ресурсов.

Российская Федерация занимает первое место в мире по запасам газа, седьмое место - по запасам нефти, второе - по запасам угля (17 процентов мировых запасов). Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья как нефть, природный газ, угли, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли в стоимостном выражении приносит более 10 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Россия имеет первое место в мире по запасам пресной воды (20 процентов мировых запасов). Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового объема внутренних возобновляемых ресурсов пресной воды (2 место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. кубических километров в год.

Российская Федерация обладает значительными запасами охотничьих ресурсов. Основными объектами охоты в настоящее время являются около 40 видов диких животных, включая копытных животных, медведей, пушных животных и птиц. Общая площадь охотничьих угодий в Российской Федерации составляет 1,6 млрд. гектар.

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития страны, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.

Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на конкретной территории природных и социальных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и, наконец, подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация настоящей государственной программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых, водных и к сфере сохранения воспроизводства охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики Российской Федерации.

Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад.

В 2011 году достигнуто расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы по углеводородному сырью (уровень компенсации добычи нефти приростом запасов составил 137 процентов, газа - 172 процента), углю (109 процентов), железу (172 процента) и золоту (118 процентов). В целом за период 2008 - 2011 годов работами недропользователей обеспечено воспроизводство нефти, газа, угля, меди, никеля, молибдена, титана, золота, платины.

В развитии российского и мирового минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции:

повышение роли новых территорий, акваторий внутренних морей и континентального шельфа в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых на фоне исчерпания фонда легкооткрываемых месторождений;

усиление внимания к новым для промышленности типам месторождений твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья, геотермальным и гидроминеральным ресурсам;

увеличение глубин поисков и разработки месторождений полезных ископаемых;

сокращение количества новых крупных и уникальных месторождений;

снижение качества руд вводимых в эксплуатацию месторождений и постепенное замещение выбывающих из эксплуатации месторождений богатых легкообогатимых руд месторождениями бедных труднообогатимых руд;

перемещение районов ведения геолого-разведочных работ в удаленные местности и местности со сложными горно-геологическими и климатическими условиями и слабо развитой инфраструктурой, что приводит к повышению стоимости поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых.

С развитием научно-технического прогресса изменился и продолжает меняться спектр используемых полезных ископаемых, отмечается сокращение потребления отдельных видов минерального сырья в сочетании с ростом других и появлением новых.

При высокой обеспеченности России общими запасами большинства полезных ископаемых в стране имеется дефицит отдельных видов минерального сырья, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта. Причинами этого являются отсутствие или неблагоприятное геолого-географическое размещение месторождений качественных руд, а также наличие технологических сложностей добычи, обогащения и переработки минерального сырья.

Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего, за счет снижения административных барьеров геолого-разведочной деятельности компаний-недропользователей.

В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р, в области государственного регулирования недропользования были достигнуты следующие результаты:

обеспечена доступность геологической информации за счет отмены платы за ее предоставление;

установлен режим "одного окна" при согласовании технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых;

отменена необходимость получения пользователями недр отдельных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на своих лицензионных участках;

упрощено предоставление земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования;

законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование, в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 г. N 957 в целях обеспечения комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации на основе передовых геологических, геофизических и геохимических технологий создано открытое акционерное общество "Росгеология". ОАО "Росгеология", 100 процентов акций которого находятся в федеральной собственности, объединяет 37 открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий в единый холдинг и призвано минимизировать риски снижения кадрового потенциала отрасли, обеспечить основу для устойчивого развития геологической отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Для достижения стратегических целей развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации необходимо преодолеть влияние следующих сдерживающих факторов:

отсутствие современной геолого-картографической основы для проведения опережающих прогнозно-минерагенических и поисковых работ в ряде перспективных регионов России;

недостаточное применение практики планирования геолого-разведочных работ на комплекс полезных ископаемых в пределах минерагенических провинций, металлогенических зон и центров минерально-сырьевого развития;

существенное сокращение "поискового задела" по интенсивно добываемым полезным ископаемым - нефти, золоту, металлам платиновой группы, никелю, меди, плавиковому шпату (флюориту);

покрытие дефицита потребления ряда полезных ископаемых (марганца, хрома, титана, циркония, свинца, тантала, ниобия, бентонита, особо чистого кварца, каолина) преимущественно за счет импорта, при ограниченных масштабах освоения значительных запасов этих видов минерального сырья на территории Российской Федерации;

отсутствие действенных экономических механизмов вовлечения ресурсов и запасов ряда месторождений полезных ископаемых, при существующих технологиях добычи, обогащения и переработки минерального сырья, в условиях неразвитой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;

несовершенство системы государственных закупок, которая не позволяет осуществлять размещение государственного заказа, обеспечивающего непрерывное выполнение геолого-разведочных работ - от выявления перспективных площадей до оценки ресурсного потенциала месторождения с необходимыми результативностью и качеством.

Воздействие перечисленных факторов создает угрозы для устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации. Реализация настоящей государственной программы позволит преодолеть указанные негативные факторы.

В соответствии с индикаторами стратегического развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса, представленными в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, для I и II этапов реализации стратегии с 2009 по 2020 - 2022 годы прогнозируется прирост запасов нефти в объеме 7451 млн. тонн и природного газа - 9500 млрд. кубических метров. Долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р, предусматривается увеличение годового прироста запасов углей: к 2015 году - до 360 млн. тонн, в том числе коксующих углей - до 90 млн. тонн; к 2020 году соответственно - до 430 и 100 млн. тонн.

Стратегией развития металлургической промышленности России до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. N 150, предусмотрен рост производства товарной железной руды, рафинированной меди, свинца, цинка и олова.

Реализация настоящей государственной программы обеспечит достижение прогнозных показателей, предусмотренных указанными документами стратегического планирования.

Водные ресурсы. В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 28 тыс. кубических метров на человека в год, что значительно превышает установленный ООН критический минимум 1,7 тыс. кубических метров, необходимый для удовлетворения годовых потребностей, однако территория Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью распределения водных ресурсов. На освоенные районы Европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов. Потенциал запасов подземных вод, пригодных для использования (питьевого и хозяйственно-бытового, производственно-технического водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ), составляет около 34 кубических километров в год, однако обеспеченность территории Российской Федерации запасами подземных вод, которые могут использоваться для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, также неравномерна. Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации в 2011 году составил 68,3 кубических километров, в том числе было использовано 59,5 кубических километров свежей воды.

В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 кубических километров и полезным объемом 342 кубических километров. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. километров позволяет осуществлять переброску стока в объеме до 17 кубических километров в год.

Для обеспечения защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод возведено свыше 10 тыс. километров дамб и других объектов инженерной защиты.

В рамках реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, в 2010 - 2011 годах достигнуты следующие результаты:

разработана нормативная правовая база, направленная на обеспечение рационального использования водных ресурсов и сокращение сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в том числе на создание экономических механизмов, стимулирующих указанные направления;

в целях улучшения экологического состояния водных объектов осуществляется совершенствование водного законодательства и законодательства смежных отраслей права в части установления режимов использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

продолжено развитие системы государственного мониторинга водных объектов;

в 2010 - 2012 годах разработано 48 проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, включающих нормативы допустимого воздействия на водные объекты (завершение разработки остальных 17 проектов планируется в 2013 - 2014 годах). Данные проекты проходят процедуры согласования и общественных обсуждений для направления на государственную экологическую экспертизу и последующего утверждения. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты утверждены по 10 бассейнам;

проводится комплекс мероприятий по повышению защищенности населения и территорий от наводнений и иного негативного воздействия вод, предусматривающий, в частности, повышение достоверности прогнозов развития паводков, предпаводковое обследование гидротехнических сооружений;

количество межправительственных соглашений в области охраны и использования трансграничных водных объектов достигло девяти; можно констатировать исполнение достигнутых межправительственных договоренностей и планов, положительную динамику межправительственного сотрудничества и обеспечение интересов Российской Федерации в сфере охраны и использования трансграничных вод;

проводится работа, связанная с научным сопровождением мероприятий Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и организацией работы по подготовке и повышению квалификации кадров. В частности, при Российской Академии наук образован Экспертный совет, который определяет приоритетные направления развития науки в водохозяйственной сфере, разработаны квалификационные требования к работникам водного хозяйства, обновлены образовательные стандарты.

Функционирующий водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности Российской Федерации. Вместе с тем экономика страны в будущем потребует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.

Основными проблемами развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации являются следующие:

нерациональное использование водных ресурсов - водоемкость внутреннего валового продукта Российской Федерации составляет около 2,2 кубических метров на тысячу рублей и значительно превышает аналогичные показатели экономик таких развитых стран, как Германия, Франция, США и Канада;

сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод;

наличие в отдельных регионах Российской Федерации дефицита водных ресурсов, связанного с неравномерностью их распределения, ограниченностью регулирующих возможностей водохранилищ для удовлетворения потребностей населения и экономики;

значительный уровень износа гидротехнических сооружений;

значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод, на которых проживает более 4,5 млн. человек;

недостаточная оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, к концу текущего десятилетия водохозяйственный комплекс страны должен обеспечивать потребности экономики и населения в объеме до 107 кубических километров в год, что соответствует максимальному прогнозному объему забора (изъятия) водных ресурсов, определенному с учетом темпов роста экономики, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается существенное снижение водоемкости внутреннего валового продукта, снижение доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты в 2,5 раза, более чем двукратное повышение степени защищенности территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, приведение всех аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние.

Охотничьи ресурсы. Российская Федерация обладает значительными ресурсами диких животных. Согласно данным государственного учета в Российской Федерации в 2011 году обитало 711,9 тыс. лосей, 401,1 тыс. кабанов, 860,9 тыс. косуль, 193,5 тыс. благородных оленей, 936,9 тыс. диких северных оленей, 181,1 тыс. бурых медведей.

В сезон охоты 2010 - 2011 годов было добыто 4,5 тыс. благородных оленей, 21,6 тыс. диких северных оленей, 21,7 тыс. лосей, 34,1 тыс. кабанов, 3,8 тыс. бурых медведей, 234,3 тыс. соболей, более 3500 тыс. пушных зверей (горностай, корсак, хори, белка, ондатра, колонок, песец, норки, сурки), около 120 тыс. лисиц, 75 тыс. зайцев, 22 тыс. глухарей и 36 тыс. тетеревов.

В целом добыча одним охотником в Российской Федерации существенно ниже, чем в зарубежных странах: так, если в среднем российский охотник добывает 1 копытное животное за 20 лет, в США охотник добывает 1 копытное животное за 4 года, в Швеции - за 2,5 года, в Норвегии - ежегодно. Официальная добыча лося в России в 2,5 раза ниже, чем в Финляндии, и в 4 раза ниже, чем в Швеции, хотя площадь охотничьих угодий в этих странах на порядок меньше российской площади.

Основным направлением государственной политики в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов в последние годы является децентрализация системы управления в данной сфере, передача соответствующих полномочий на уровень субъектов Российской Федерации.

Важным результатом реализации государственной политики в сфере охотничьего хозяйства является расширение площадей закрепленных охотничьих угодий в России, что создает условия для развития охотничьего хозяйства, повышения эффективности сохранения охотничьих ресурсов, обеспечивает рост численности большинства видов охотничьих ресурсов.

В то же время численность многих охотничьих ресурсов далека от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий. В целом по стране суммарная численность копытных животных примерно в 6 раз ниже потенциально возможной (до 20 млн. особей). Существенный разрыв между фактической численностью охотничьих ресурсов и расчетной создают следующие основные проблемы:

высокий уровень браконьерства: объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов в денежном выражении по экспертным оценкам равен официальному изъятию;

высокая численность хищников, прежде всего волка (плотность волка в охотничьих угодьях некоторых субъектов Российской Федерации превышает аналогичный показатель в странах Скандинавии более чем в 10 раз);

нарушение условий охотхозяйственных соглашений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

низкий уровень качества осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

несмотря на наметившуюся положительную динамику, недостаточно эффективное исполнение в ряде субъектов Российской Федерации полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При инерционном развитии охотничьего хозяйства можно ожидать:

сохранения разрыва между фактической и потенциально возможной (расчетной) численностью охотничьих ресурсов, отражающего неиспользуемый потенциал развития охотничьего хозяйства;

сокращения численности отдельных видов охотничьих ресурсов в связи с продолжающимся браконьерским прессом и прессом хищников;

снижения доступности охотничьих ресурсов для охотников;

сохранения низкой бюджетной эффективности охотничьего хозяйства, вызванной неэффективной системой налогообложения в данной области.

Реализация системных мер по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов потребует увеличения бюджетных расходов из средств федерального бюджета, однако расчеты показывают, что в случае совершенствования системы налогообложения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и дальнейшего повышения эффективности федерального государственного надзора, данные расходы могут быть компенсированы за счет дополнительных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.