Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации

VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий,

реализуемых субъектами Российской Федерации

Непосредственное участие субъектов Российской Федерации в реализации настоящей государственной программы предусмотрено в рамках реализации следующих подпрограмм:

подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды";

подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства";

подпрограммы "Совершенствование государственного и муниципального управления";

подпрограммы "Стимулирование инноваций";

подпрограммы "Кадры для инновационной экономики".

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и задач подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды" предусматривает:

выполнение обязательств субъектов Российской Федерации по созданию особых экономических зон, обеспечению их необходимой инфраструктурой (в соответствии с соглашениями);

реализацию в субъектах Российской Федерации программ и мероприятий по развитию конкуренции;

проведение процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;

реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации в области улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности территорий.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и решении задач подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" заключается в реализации комплексов мероприятий по следующим направлениям.

Первое направление - прямая финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включающая:

предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в порядке поддержки франчайзинга и коллективных брендов;

сопровождение и поддержка молодых предпринимателей (физических лиц в возрасте до 30 лет, юридических лиц, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 процентов);

предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для частичной оплаты образовательных услуг;

предоставление вновь зарегистрированным или действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства грантов (в форме субсидий) на начало собственного дела;

субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательства процентов по лизинговым договорам;

субсидирование уплаты субъектами малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования;

предоставление вновь зарегистрированным или действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства целевых грантов (в форме субсидий) на уплату первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования;

предоставление грантов малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, а также предоставление грантов на создание малой инновационной компании субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

предоставление субсидий действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; на приобретение новых технологий;

субсидирование процентной ставки по кредитам малых инновационных компаний.

Второе направление - опосредованная поддержка развития малого и среднего предпринимательства, включающая:

содействие вовлечению в предпринимательскую деятельность посредством субсидирования работ и услуг, направленных на:

пропаганду предпринимательства, организацию выставок и ярмарок, проведение программ по обучению начинающих предпринимателей, предоставление сертификатов субъектам малого и среднего предпринимательства с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения, предоставление образовательных услуг молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднеспециального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий;

создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, центров кластерного развития);

создание инфраструктуры венчурного инвестирования и инфраструктуры осуществления прямых инвестиций в реальные сектора экономики на условиях государственно-частного партнерства;

создание региональных фондов поручительств (гарантийных фондов) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитие микрофинансовых организаций;

реализацию специальных образовательных программ, заключающихся в предоставлении малым инновационным предприятиям образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в сфере деятельности инновационной малой компании;

поддержку действующих малых инновационных компаний, участвующих в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, "Деловых миссиях" и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ.

Реализация перечисленных мероприятий осуществляется как за счет собственных средств региональных и местных бюджетов, так и при финансовой поддержке из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе. Критериями конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, являются:

размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемый на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;

доля средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемая на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, в общем объеме средств, направляемых на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

прирост численности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации и работников, занятых в этой сфере;

прирост доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

прирост доли объема товаров (работ, услуг), производимых на территории субъекта Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства (в том числе производимых на экспорт и в научно-технической сфере), в общем объеме валового регионального продукта.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и решении задач подпрограммы "Совершенствование государственного и муниципального управления" заключается в:

реализации программ и проектов субъектов Российской Федерации, направленных на снижение административных барьеров и повышение качества государственных (муниципальных) услуг. В рамках подпрограммы из федерального бюджета предполагается выделение субсидий на софинансирование реализации проектов субъектов Российской Федерации, отобранных на конкурсной основе;

обеспечении охвата населения субъекта Российской Федерации системой многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и отделений (офисов) привлекаемых к выполнению их функций организаций.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы "Стимулирование инноваций" предусматривает поддержку регионов - инновационных лидеров, в том числе путем предоставления субсидий из средств федерального бюджета.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. (протокол от 22 ноября 2011 г. N Пр-3484ГС, пункт 2, подпункт "в"), а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 30 января 2012 г. N 1, раздел I, пункт 6, подпункт "б") Правительством Российской Федерации утвержден перечень инновационных территориальных кластеров (поручение от 28 августа 2012 г. N ДМ-П8-5060). Всего отобрано 25 пилотных кластеров, характеризующихся сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера. Основными направлениями, по которым в пилотных программах развития кластеров запланировано достижение значительных результатов, являются развитие сектора исследований и разработок, развитие производственной и инвестиционной деятельности.

Данные кластеры базируются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности, располагающихся в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Калужская область, Кемеровская область, Красноярский край, Ленинградская область, г. Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Хабаровский край.

В рамках отобранных пилотных кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ развития была выделена группа из 14 кластеров, реализацию программ развития которых предполагается поддержать через предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых они базируются. При этом предусматривается предоставление указанных субсидий в объеме 1,3 млрд. рублей в 2013 году и дополнительно запрашивается до 5 млрд. рублей ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2014 года. Субсидии предлагается выделять в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий в рамках поддержки реализации программ развития 14 инновационных территориальных кластеров.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и решении задач подпрограммы "Стимулирование инноваций" в рамках основного мероприятия 5.9 "Поддержка регионов - инновационных лидеров" заключается в софинансировании выполнения мероприятий в рамках поддержки реализации программ развития 14 инновационных территориальных кластеров по следующим основным направлениям:

развитие транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, инновационной, образовательной, социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу здравоохранения, культуры и спорта;

выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров и реализация других мероприятий в целях повышения конкурентоспособности организаций-участников кластера и повышения качества жизни на территории базирования кластера.

Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей и задач подпрограммы "Кадры для инновационной экономики" заключается в реализации следующих мероприятий.

Отбор российских специалистов для прохождения обучения, профессиональной подготовки и переподготовки. В субъектах Российской Федерации при высших исполнительных органах государственной власти создано 77 региональных комиссий по организации подготовки управленческих кадров и 20 региональных ресурсных центров. Отбор проводится на конкурсной основе и сопровождается оценкой уровня профессиональной компетенции претендентов, для чего в состав конкурсных комиссий включаются представители бизнеса и высших образовательных учреждений региона. Все первичные документы по претендентам из региональных комиссий передаются в федеральное бюджетное учреждение "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров".

Оплата части обучения российских специалистов в образовательных учреждениях. Уполномоченными органами субъектов Российской Федерации осуществляется оплата 33 процентов стоимости услуг по обучению российских специалистов. В соответствии с соглашениями, заключенными между Минэкономразвития России и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, последним из федерального бюджета предоставляется субсидия на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных образовательными учреждениями услуг по обучению российских специалистов, в размере 33 процентов от общей суммы расходов, связанных с оплатой обучения.

Предварительный отбор российских специалистов для участия в зарубежных стажировках в рамках обмена; анализ результатов зарубежных стажировок. Региональные комиссии в субъектах Российской Федерации осуществляют первичный сбор анкет претендентов на прохождение зарубежных стажировок, их направление на проверку в федеральное бюджетное учреждение "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров", а также участвуют в организации и проведении совместно с федеральным бюджетным учреждением "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" и партнерскими зарубежными организациями постстажировочных семинаров.