4.1. Общие требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций

4.1. Общие требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций.

4.1.1. При эксплуатации электропоездов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

возгорание, приводящее к пожару;

сход электропоезда с рельс;

обрыв контактного провода;

повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.

4.1.2. При возникновении аварийных и нестандартных ситуаций распоряжения машиниста являются обязательными для всех членов поездной бригады электропоезда.

4.1.3. Начальник поезда должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, аварийным оборудованием и СИЗ, знать порядок эвакуации и способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

4.1.4. Начальник поезда должен уметь определять появление аварийной ситуации и обеспечивать взаимодействие членов поездной бригады при устранении последствий с соблюдением требований личной безопасности и безопасности пассажиров.

4.1.5. При возникновении в пути следования аварийной и нестандартной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, начальник поезда должен сообщить о случившемся машинисту электропоезда, бортинженеру, дежурному по Дирекции и определить с ними дальнейший порядок действий.

При возникновении аварийной ситуации на территории структурного подразделения Дирекции начальник поезда должен сообщить о случившемся дежурному по подразделению Дирекции и действовать по его указаниям.

Сообщение должно содержать описание характера и место нахождения аварийной ситуации.

4.1.6. При травмировании пассажиров или работников поездной бригады начальник поезда должен сообщить об этом машинисту, информировать вышестоящего руководителя, инструктора поездных бригад, оказать первую помощь пострадавшему, своевременно и правильно оформить необходимую документацию.

4.1.7. В случае вынужденной остановки электропоезда на перегоне выходить на путь следует по указанию машиниста электропоезда после получения подтверждения информации о вынужденной остановке на перегоне от машинистов встречных и вслед идущих поездов.

Сходить с электропоезда можно после его полной остановки на полевую сторону железнодорожного пути. Запрещается сходить с электропоезда при остановке на мостах, не имеющих настила. При сходе с электропоезда начальник поезда должен быть в сигнальном жилете, в темное время суток использовать переносные аккумуляторные светодиодные фонари.

Ограждение электропоезда на перегоне следует производить по указанию машиниста в соответствии с требованиями ПТЭ, соблюдая меры безопасности, изложенные в п. п. 1.16 - 1.18 настоящей Инструкции.

4.1.8. При обнаружении провисающих, оборванных и лежащих на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода следует проявлять особую осторожность. Они представляют опасность для жизни человека, их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся машинисту электропоезда, дежурному по депо и далее действовать по их указанию.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

4.1.9. В случае вынужденной остановки в результате аварийной ситуации с обрывом и падением контактного провода, провода ВЛ на электропоезд или рядом с ним начальник поезда должен оставаться на электропоезде.

4.1.10. Запрещается принимать для перевозки какие-либо посторонние вещи, предметы, конверты от посторонних лиц, не связанных с осуществлением производственной деятельности Дирекции.

4.1.11. В случае обнаружения подозрительного предмета, забытой или бесхозной вещи необходимо изолировать доступ к данному предмету и опросить людей, находящихся рядом.

Если владелец подозрительного предмета не установлен, начальник поезда должен:

сообщить о случившемся в пути следования машинисту электропоезда, сотрудникам ЧОП и полиции, сопровождающих электропоезд, на территории структурного подразделения Дирекции - дежурному по депо (пункту оборота) для вызова правоохранительных органов;

не трогать, не передвигать, не вскрывать обнаруженный предмет, не использовать мобильную связь в непосредственной близости от подозрительного предмета (в качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.);

зафиксировать время обнаружения предмета;

сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки, не допуская паники среди пассажиров, при необходимости организовать их эвакуацию.

4.1.12. Начальнику поезда запрещается предпринимать какие-либо действия с предметами, подозрительными на взрывное устройство - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

4.1.13. В случае срабатывания взрывного устройства необходимо принять меры к спасению пострадавших и оказанию первой помощи.

4.1.14. При возникновении в пути следования нарушений общественного порядка со стороны пассажиров начальник поезда должен сообщить о случившемся машинисту электропоезда и вызвать сотрудников ЧОП и полиции, сопровождающих электропоезд в пути следования.

Запрещается провоцировать нарушителя к обострению конфликта, вступать с ним в какие-либо споры.