См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год.

Электроэнергетика и теплоснабжение

В соответствии с пунктом 21 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2012 год проведен мониторинг правоприменительной практики законодательства об электроэнергетике и теплоснабжении в пределах действия федеральных законов от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

В большинстве случаев, установленных федеральными законами N 35-ФЗ и N 190-ФЗ, приняты необходимые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Не принято 16 подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Федеральным законом N 35-ФЗ.

В сфере тарифообразования в электроэнергетике одной из основных проблем является наличие перекрестного субсидирования между отдельными группами потребителей в цене электрической энергии, оплачиваемой конечным потребителем, а также в тарифах на передачу электрической энергии, что нарушает баланс экономических интересов поставщиков и покупателей электрической энергии, препятствует внедрению конкурентных, рыночных принципов ценообразования на регулируемые виды деятельности, влечет за собой дополнительные расходы производителей электрической энергии.

В целях решения указанной проблемы парламентариями внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 170322-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 8 Федерального закона "О естественных монополиях", предусматривающий определение понятия и методологии расчета перекрестного субсидирования.

В настоящее время генерирующие компании, осуществляя технологическое присоединение к распределительным устройствам объекта генерации энергопринимающих устройств потребителей, не имеют возможности компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. Данная ситуация на практике приводит к отказу от реализации проектов по строительству (реконструкции, модернизации) распределительных устройств электростанций в целях присоединения энергопринимающих устройств потребителей.

В целях исправления ситуации ФСТ России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" по вопросу ценообразования при технологическом присоединении к распределительным устройствам производителя электрической энергии.

Принятие указанного проекта федерального закона потребует внесения соответствующих изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".

В связи с этим ФСТ России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации сетевым организациям выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям.

В области развития оптового и розничных рынков электрической энергии выявлена проблема низкого уровня платежной дисциплины на розничных рынках, отсутствие эффективных законодательных механизмов, стимулирующих к своевременному погашению задолженности потребителей на розничных рынках перед энергосбытовыми и сетевыми организациями.

В целях устранения указанной проблемы Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов".

Минэнерго России и Ростехнадзором обозначена проблема нормативного правового регулирования вопросов надежности и безопасности в электроэнергетике. В связи с отсутствием полномочий федеральные органы исполнительной власти не могут разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к процессам ремонта и капитального строительства в электроэнергетической отрасли.

В целях устранения указанного пробела планируется организовать работу Минэнерго России и Ростехнадзора по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных требований к объектам электроэнергетики и энергопринимающим установкам, к входящим в их состав оборудованию и устройствам, а также к процессам их проектирования, создания, ремонта, реконструкции, модернизации и эксплуатации.

В сфере совершенствования инвестиционного процесса в электроэнергетике выявлены проблемы, заключающиеся в недостаточном уровне публичности процесса утверждения уполномоченными органами исполнительной власти инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, а также в отсутствии механизмов независимой оценки технологических и конструктивных решений и объемов финансовых потребностей, предусмотренных указанными инвестиционными программами, что создает предпосылки для неэффективного использования такими субъектами электроэнергетики инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) или предусмотренных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Для устранения данной проблемы Минэнерго России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики".

По результатам мониторинга правоприменения Минэнерго России в целях ограничения деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего квалификационные требования для сетевых организаций.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" устанавливает возможность регистрировать единую группу точек поставки энергосбытовой компанией. Таким правом обладает только гарантирующий поставщик.

Указанные Правила ставят энергосбытовые компании в неравное положение с гарантирующим поставщиком.

Для решения данной проблемы ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в указанные Правила, которым предусматривается возможность регистрировать единую группу точек поставки энергосбытовой компанией.

По результатам мониторинга правоприменительной практики в сфере теплоснабжения установлено, что в большинстве случаев, предусмотренных Федеральным законом N 190-ФЗ, приняты необходимые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

До настоящего времени не реализовано 9 положений Федерального закона N 190-ФЗ.

В целях закрепления за Правительством Российской Федерации полномочий по установлению порядка расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, а за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, полномочий по расследованию их причин Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу разработанный Минэнерго России законопроект N 182358-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О теплоснабжении" в части определения полномочий Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения".