Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Указание по составлению пояснительной записки

В пояснительной записке, составленной по результатам проведенных проверок, в каждом соответствующем разделе должно быть отражено следующее:

2.1. Количество ГНИ, в которых состоит на налоговом учете проверяемая категория налогоплательщиков и количество ГНИ, которые проводили проверку.

2.2. Состав страховых организаций - юридических лиц и филиалов - плательщиков налога на прибыль:

В этой части необходимо указать общее количество налогоплательщиков на 01.01.97 и на 01.01.98. В этот показатель должны быть включены налогоплательщики - страховые организации (страховщики) и филиалы страховых организаций, имеющие баланс с конечным финансовым результатом и расчетный (текущий) счет, и получившие лицензию страхового надзора России на осуществление страховой деятельности.

При этом следует иметь в виду, что в государственный реестр налогоплательщиков, который ведется каждой ГНИ, классификационный код "страхование" присваивается как страховым организациям, осуществляющим страховую деятельность в соответствии с лицензией органа страхового надзора России, так и другим организациям, к примеру, фондам обязательного медицинского страхования, фондам социального страхования. В состав проверенных страховых организаций должны быть включены страховые организации, которые осуществляют страховую деятельность на основании лицензии органа страхового надзора. В записке должно быть указано, сколько было проверено страховых организаций из числа состоящих на налоговом учете - юридических лиц и филиалов, какой удельный вес проверенных страховых организаций от общего числа состоящих на учете? Если наблюдается снижение количества налогоплательщиков, то следует указать основные причины сокращения. Необходимо также указать число налогоплательщиков, не осуществляющих страховую деятельность и не представляющих отчетность в налоговую инспекцию.

2.3. Анализ доходов, полученных налогоплательщиками:

При проверке страховой организации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- соответствие заключенных договоров страхования требованиям страхового законодательства и правилам страхования, на которые получена лицензия, в том числе наличие в договорах страхования страховой суммы, страхового платежа, порядок его уплаты, вступления договора страхования в силу, перечня страховых событий, порядка страховых выплат, имея ввиду, что страховыми могут быть выплаты по страховым событиям, предусмотренным условиями страхования по договорам страхования, заключенным в соответствии со страховым законодательством;

- метод ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации. Порядок контроля за хозяйственными операциями;

- правильность и полноту учета по счетам бухгалтерского учета поступивших страховых платежей (по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни), других доходов от страховой, инвестиционной и другой деятельности.

Обращаем внимание на то, что порядок возврата страховым организациям Правил страхования, на основании которых была выдана лицензия, с отметкой Росстрахнадзора, введен в действие Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ с 29.06.94 и распространяется на документы, представленные на лицензирование в страховой надзор после 29.06.94.

При проведении анализа основных показателей деятельности страховых организаций необходима полная и объективная характеристика состава полученных страховой организацией доходов. Доходы страховщика должны определяться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 491 и Планом счетов бухгалтерского учета страховой организации.

Данная информация должна быть также представлена в аналитической таблице N 2 (прилагается). При этом должны быть проанализированы отдельно доходы страховщика, полученные от операций по страхованию жизни, по страхованию иному, чем страхование жизни, доходы, полученные от размещения средств резервов, а также доходы, полученные от прочей не запрещенной законом деятельности.

В данном пункте пояснительной записки следует отметить, правильно ли страховщики определяют состав доходов, имеются ли факты занижения или завышения доходов, количество налогоплательщиков, допустивших данные нарушения. Привести соответствующие примеры и указать сумму заниженных или завышенных доходов.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после пункта 2.3 должен следовать пункт 2.4.

2.5. Анализ расходов, произведенных налогоплательщиками:

При описании основных показателей расходных статей баланса страховых организаций необходимо указать общую сумму расходов, произведенных в проверяемом периоде. В таблице N 2 следует указать структуру расходов страховщика, привести примеры, когда суммы расходов, в том числе произведенные выплаты, превысили сумму доходов.

Необходимо проанализировать состояние страховых резервов на 01.01.98 (резерв по страхованию жизни, резерв по страхованию иному, чем страхование жизни), обратив при этом внимание на правильность формирования резерва произошедших, но не заявленных убытков и других технических резервов. Также следует иметь в виду, что страховые организации должны формировать страховые резервы на основании Положения страховщика о порядке формирования страховых резервов, утвержденного страховым надзором.

Следует обратить внимание также на правильность формирования и расходования средств резерва предупредительных мероприятий (РПМ). Отчисления в резерв предупредительных мероприятий должны производиться в размере, соответствующем проценту в структуре тарифа по видам страхования, утвержденного страховым надзором. Использование данного резерва может осуществляться в соответствии с примерным Положением о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, разработанным страховым надзором или Положением, согласованным со страховым надзором, если оно отличается от примерного Положения.

Необходимо учитывать, что в проверяемый период отчисления в фонды пожарной безопасности страховщики имели право осуществлять только за счет прибыли, остающейся после налогообложения.

Особое внимание следует обратить на состав расходов на ведение дела, указать сумму этих расходов, сумму завышенных расходов и привести примеры, когда страховщик неправильно отнес свои расходы к расходам на ведение дела и включил их в себестоимость страховых услуг, либо превысил установленные нормативы при включении в себестоимость.

2.6. Правильность определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль и других налоговых платежей

В этом разделе необходимо указать правильность определения налогооблагаемой базы страховщика. Получена прибыль или убыток. Необходимо определить удельный вес прибыльных и убыточных страховых организаций от общего числа проверенных. Правильность использования льгот и определения финансового результата по итогам работы за год, правильность и своевременность уплаты налогов и платежей в бюджеты всех уровней.

Частым нарушением налогового законодательства является недостоверное определение страховщиками "выручки" для расчета налогов на пользователей автодорог. В 1997 г. были внесены изменения N 6 и N 7 в Инструкцию Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30, в которой в состав выручки были включены пункты 1 и 2 раздела Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 491.

КонсультантПлюс: примечание.

Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121.

Обращаем также внимание на то, что "суммы возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование", указанные в п. 5 раздела 2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 491 от 16.05.94, являются страховыми выплатами и поэтому должны уменьшать состав выручки перестраховщика. В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями "лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование".

Таким образом, указанным законом определено, что "перестраховщик", деятельностью которого является исключительно перестрахование - это тот же "страховщик".

Кроме того, существующая арбитражная практика прямо указывает на то, что "суммы возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование", указанные в п. 5 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 491 от 16.05.94, являются страховыми выплатами и должны учитываться при определении выручки перестраховщика.

КонсультантПлюс: примечание.

Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121.

2.7. Информация по отдельным показателям деятельности страховщика и другим выявленным налоговым нарушениям

В этом разделе должны быть отражены следующие данные:

- количество налогоплательщиков, у которых были установлены налоговые нарушения и их название;

- общая сумма доначислений по результатам проверок в связи с настоящим заданием, в том числе финансовые санкции, по конкретным налогоплательщикам. Привести пример по более крупным нарушениям и доначислениям;

- количество ответственных лиц, привлеченных к административной ответственности, и сумма начисленных им штрафных санкций;

- сумма фактически взысканных доначислений и штрафных санкций по состоянию на 01.05.98;

- сумма недоимки по платежам в бюджет по налогу на прибыль за 1997 год;

- количество материалов (и какие конкретно), переданных в Управление федеральной полиции, арбитражный суд;

- количество организаций, имеющих лицензию на страховую деятельность и осуществляющих страховую деятельность без лицензии;

- соблюдение существующих требований при расчетах наличными деньгами;

- устранение нарушений, отмеченных в актах предыдущих проверок.

2.8. Предложения по итогам проверок страховых организаций

Необходимо подготовить и включить в данный пункт свои замечания и предложения по совершенствованию налогообложения страховых организаций и их филиалов.

При наличии методических разработок по проверкам страховых организаций просим их приложить к пояснительной записке.