См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Железнодорожный транспорт общего пользования

Грузовые перевозки. В 2014 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1226,9 млн. т, снижение на 0,8% относительно 2013 года. При этом в 2014 году коммерческий грузооборот составил 2298,6 млрд. т-км, соответственно вырос относительно 2013 года на 4,7 процента.

В 2014 году наблюдалось существенное снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте строительных грузов (83% к уровню 2013 года). Погрузка импортных грузов составила 91% к уровню 2013 года. При этом рост объема погрузки грузов железнодорожным транспортом наблюдался по: каменному углю (101% к уровню 2013 года), коксу (103%), нефти и нефтепродуктов (102%), черным металлам (103%), цементу (103%), лесным грузам (109%), зерну и продуктам перемола (128 процентов).

Погрузка грузов железнодорожным транспортом за январь - август 2015 г. составила 798,8 млн. т, что на 1,2% меньше, чем аналогичный показатель за период 2014 года. По данным ОАО "РЖД", за январь - август 2015 г. снижение погрузки наблюдается по коксу (98,5%), нефти и нефтепродуктам (99,5%), лому черных металлов (95%), строительным грузам (86,6%), цементу (87%), комбикорму (92,3%), импортным грузам (93,7%), рыбе (87,5 процента). Вместе с тем рост объема перевозок наблюдается по каменному углю (101,4%), руде железной и марганцевой (100,8%), рудам цветных металлов и серному сырью (104,4%), черным металлам (101,5%), химическим и минеральным удобрениям (102,3%), лесным грузам (102,1%), зерну и продуктам перемола (108%), прочим грузам (101,4 процента). Кроме того, на динамику перевозок нефти основное влияние оказали экспортные поставки, а сокращение объемов по нефтепродуктам (без учета сжиженных газов) затронуло в основном перевозки для нужд внутреннего рынка. Кроме того, на динамику погрузки оказало повышение тарифов в августе 2014 г. на перевозку нефти и нефтепродуктов.

В 2015 году ожидается падение к 2014 году коммерческих перевозок на 2,3% и грузооборота на 0,3%, которые составят 1198,6 млн. т и 2291,7 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам года обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте за январь - август 2015 г. и прогнозируемый динамикой объемов промышленного производства.

Сложившаяся в текущем году ситуация прежде всего связана с падением роста промышленного производства, что напрямую оказывает влияние на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом. Соответственно в случае стагнации отечественной промышленности в краткосрочный период можно ожидать замедления темпов роста или снижения грузоперевозок и грузооборота.

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2018 году достигнут 1231,7 млн. т и 2363,6 млрд. т-км, что составит 100,4% и 102,8% к уровню 2014 года.

Следует отметить, что более высокие темпы роста грузооборота связаны с ростом средней дальности автомобильных перевозок грузов - железнодорожный транспорт продолжит постепенно терять сегмент перевозок грузов на ближние и средние расстояния.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.

В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.

Пассажирские перевозки. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2014 году характеризовался существенным падением относительно 2013 года (93%) и составил 128,8 млрд. пасс.-км. Из 1070,3 (99,1% к уровню 2013 г.) млн. перевезенных в 2014 году пассажиров на пригородные перевозки пришлось 967,2 млн. пассажиров (99,8% к 2013 г.), на перевозки дальнего следования - 103,1 млн. пассажиров (93,1% к 2013 году). На динамику перевозки пассажиров в дальнем следовании существенное влияние оказало повышение стоимости железнодорожного билета.

Снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта обусловлено значительным ростом тарифов в дальнем следовании на фоне усиления конкуренции со стороны воздушного и автобусного транспорта, а также замедлением темпов экономического роста и снижением реальных располагаемых доходов населения.

В 2015 году с учетом складывающейся тенденции за январь - август прогнозируется падение пассажирооборота на (-8,4%) к 2014 году, который составит 118 млрд. пасс.-км. Данная ситуация связана прежде всего с падением перевозок пассажирооборота в пригородном сообщении (падение на 4,7% за январь - июль 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г.) и дальнем следовании (падение 6% за январь - июль 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 года). Стоимость железнодорожного билета в России в первом полугодии 2015 г. выросла на 4,4% (по отношению к аналогичному периоду 2014 года). В частности, за первое полугодие текущего года стоимость билета в страны ближнего зарубежья выросла на 18% относительно аналогичного периода 2014 года, а в страны дальнего зарубежья - на 39% (к 2014 году). Ожидается, что тенденция по снижению пассажирооборота в дальнем следовании и пригородном сообщении будет продолжаться в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока не будут реализованы проекты по строительству высокоскоростных магистралей.

Грузооборот железнодорожного транспорта в январе - августе 2015 г. с учетом порожнего пробега составила 1943,3 млрд. т-км (99,6 к аналогичному периоду 2014 г.) и без учета порожнего пробега 1513,4 млрд. т-км.

В настоящее время железнодорожный транспорт не выдерживает конкуренции с воздушным транспортом в сегменте перевозок на дальние расстояния, когда основным фактором выбора вида транспорта является время в пути.

На динамику пассажирооборота пригородного сообщения оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности данного вида сообщения, в том числе субсидии из федерального бюджета. В случае сохранения государственной поддержки ожидается, что в ближайшей перспективе пассажирооборот пригородным сообщением сохранится на прежнем уровне, а на дальнем следовании - за счет тарифной политики удорожания будет снижаться.

В рамках реализации Плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014 - 2015 гг. убытков ОАО "РЖД" между Росжелдором и ОАО "РЖД" заключено соглашение о компенсации потерь в доходах ОАО "РЖД", возникших в результате государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Общая сумма соответствующих потерь составляет 27,15 млрд. рублей и подлежит компенсации в течение 10 лет за счет субсидий.

Субъектами Федерации был сформирован транспортный заказ на пригородные железнодорожные перевозки в 2015 году. В результате проведенной работы объем компенсации, гарантируемый субъектами Российской Федерации, вырос в 2015 году с 7,5 млрд. рублей до 10,2 млрд. рублей.

В целях обеспечения бесперебойного пригородного комплекса и создания устойчивого механизма субсидирования пригородных перевозок реализованы следующие меры:

принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте;

принят Федеральный закон "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении", предусматривающий положение об установлении с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 года льготной ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом в пригородом сообщении;

издано постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 166 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844", в котором утвержден льготный коэффициент к тарифам на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении на 2015 год в размере 0,01 вместо установленного ранее коэффициента 0,25.

В прогнозный период конкуренция в отрасли обострится (у пригородного с автомобильным транспортом, дальнего - с авиацией), а развитие сектора будет определено ростом конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкой тарифной политики.

Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование роста научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее, дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены. В настоящее время определяются источники финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета, по проведению проектно-изыскательных работ по строительству ВСМ-2 (Москва - Казань).

Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал снизился и составил 414 млрд. рублей (85,8% к уровню 2013 года). Объем внебюджетных инвестиций уменьшился на 9,6% по отношению к 2013 году и составил 365,3 млрд. рублей (88,2% от общего объема инвестиций в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта).

Инвестиции в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" были направлены на реализацию важнейших проектов: модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей; комплексную реконструкцию участка Междуреченск - Тайшет; реконструкция участка М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла и др.

В период 2015 - 2018 гг. планируется обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в части обеспечения транспортной безопасности и реализация проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений:

реконструкция участка железнодорожной линии Междуреченск-Тайшет;

завершение строительства новой железнодорожной линии Лосево-Каменогорск протяженностью 64 км;

завершение строительства объекта "Малое кольцо Московской железной дороги";

комплексная реконструкция участка им. М. Горького-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск (обход Украины);

модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

комплексная реконструкция линий Таманского полуострова;

развитие участка Тобольск-Сургут-Коротчаево.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.

В 2014 году в рамках развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла было введено 15,2 км дополнительных главных путей. В 2014 году в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" был обеспечен ввод в эксплуатацию 82 км дополнительных главных путей и 18,7 км - мероприятиями Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".

В 2014 году за счет внебюджетных средств обновлены 1081 локомотив, из них 660 новых, 31,4 тыс. грузовых вагонов, 316 пассажирских вагонов, 283 единицы моторвагонного подвижного состава.