См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Воздушный транспорт

Пассажирские перевозки. Несмотря на финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, по итогам 2014 года пассажирские перевозки продолжили рост (107,2% к предыдущему периоду), составив 241,4 млрд. пасс.-км. В 2014 году гражданской авиацией было перевезено 93,2 млн. пассажиров (110,2% к уровню 2013 года). Наиболее значительный рост пассажирооборота наблюдался на внутренних воздушных линиях. В 2014 году доля пассажиропотока, приходящего на внутреннее сообщение, составила 50 процентов.

Увеличение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено гибкой тарифной политикой авиакомпаний, повышением деловой активности населения, а также проведением государственной политики по развитию региональных перевозок и повышению доступности транспортных услуг.

Реализуемые программы государственной поддержки региональной авиации и программы по обеспечению доступности авиационных перевозок, реализуемые с 2009 года, показали свою эффективность. В 2014 году на эти цели было выделено 8,7 млрд. рублей, что позволило перевезти около 1,4 млн. пассажиров, таким образом, на одного пассажира приходится не более 6200 рублей, что соответствует лучшей мировой практике в области государственной поддержки авиационных перевозок.

При этом доходы от авиаперевозок в 2014 году снизились и составили 657,8 млрд. рублей (2013 г. - 718 млрд. рублей), что обусловлено снижением доходов от пассажирских перевозок (2014 г. - 567,9 млрд. рублей, 2013 г. - 653,8 млрд. рублей).

Затраты на 1 рубль доходов организаций воздушного транспорта возросли до 103,1 комп., что привело к убыткам от перевозки пассажиров и грузов в размере 20,4 млрд. рублей.

С начала этого года за счет мер государственной поддержки (программы субсидирования региональных авиаперевозок) авиасообщением было перевезено более 800 тыс. человек. В 2015 году на эти цели предусмотрены средства федерального бюджета в размере 10,7 млрд. рублей.

Учитывая итоги первого полугодия, а также темпы роста ВВП и снижение реальных располагаемых доходов населения, пассажирооборот 2015 года оценивается на уровне 231 млрд. пасс.-км (95,7% к уровню 2014 года).

В среднесрочной перспективе также прогнозируется восстановление пассажирооборота, который к 2018 году может достичь 241,3 млрд. пасс.-км (100% к уровню 2014 года). Принимая во внимание более глубокое, чем в 2009 году, падение реальной заработной платы, следует ожидать более длительной стагнации рынка с восстановлением спроса на авиаперевозки не ранее 2018 года.

На динамику развития пассажирских авиаперевозок окажет влияние дополнительный транспортный спрос в 2018 году в городах проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Прогнозируемые среднесуточные значения пассажиропотока через аэропорты МАУ в этот период оцениваются в 300 тыс. пассажиров в сутки в оба направления.

С 2008 года динамика роста тарифа на внутренние авиаперевозки была значительно ниже темпов инфляции. В 2014 - 2015 гг. тариф на внутренних воздушных линиях (далее - ВВЛ) начал снижаться и достиг уровня 2008 года, тогда как инфляция нарастающим итогом за семь лет превысила 50 процентов. Ограниченный платежеспособный спрос населения, необходимость обеспечения "связанности" территории, избыточные провозные емкости привели к демпингу на рынке.

Фактором, также повлиявшим на уровень среднего тарифа на ВВЛ, является сокращение на 7% среднего расстояния перевозок на ВВЛ за счет роста перевозок средних дистанций: на линиях Москва-Сочи, Москва-Симферополь, Москва-Санкт-Петербург.

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 80 - 85% пассажиропотока). За первое полугодие 2015 г. аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево) было перевезено 35,3 млн. пассажиров или 85% от общего объема пассажиропотока по России. При этом в этом году аэропортами МАУ было перевезено на 291,9 тыс. пассажиров больше, чем в первом полугодии 2014 года. Рост перевозок в аэропортах МАУ обеспечен увеличением объема внутренних регулярных перевозок, который в этом году увеличился на 15% (к 2013 году), в то время как на международных рейсах произошел спад на 10,3% (к 2014 году).

Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе - интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), а также развитие региональных и местных авиаперевозок с открытием прямых международных маршрутов (не через московский авиационный узел).

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал составил 147,6 млрд. рублей (159,3% к 2013 г.), из них 111,3 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования (178% к 2013 году).

Развитие аэропортовой сети в 2014 году обеспечивалось комплексом мероприятий по модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, реализации комплексных проектов развития Московского авиационного узла (Шереметьево, Внуково, Домодедово), аэропортов-хабов в Красноярске, Магадане и других проектов развития крупных международных узловых аэропортов.

В 2014 году обеспечен ввод в эксплуатацию после реконструкции 5 взлетно-посадочных полос (в аэропортах Липецк, Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Владикавказ и Палана), завершена реконструкция аэродромных покрытий и установка светосигнального оборудования в аэропорту Абакан в Республике Хакасия. В рамках реализации мероприятий по развитию Крымского федерального округа в аэропорту "Симферополь" введена в эксплуатацию после реконструкции рулежная дорожка, позволившая в 2 раза увеличить количество взлетно-посадочных операций. В 2014 году завершено строительство и введен в эксплуатацию новый аэропорт на острове Итуруп.

В 2014 году в рамках ФЦП "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" введен в эксплуатацию Иркутский укрупненный центр управления воздушным движением. Продолжена работа по совершенствованию существующей структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД.

В 2015 году инвестиции в основной капитал воздушного транспорта оцениваются в размере 155,1 млрд. рублей (106% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года).

Объем инвестиций в 2015 году на реализацию мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации планируются в размере 25,5 млрд. рублей и будут направлены на развитие аэродромной инфраструктуры в Московской области, в гг. Калининграде, Волгограде, Ростове-на-Дону, Саранске, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге. Кроме того, в 2015 году планируется осуществить реконструкцию аэропортового комплекса в г. Уфе в связи с проведением саммита ШОС, разработку проектной документации по реконструкции аэропортового комплекса г. Певека (Чукотский автономный округ).

В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" трех взлетно-посадочных полос (Волгоград, Краснодар, Самара), а в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" двух аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий.

Одним из основных направлений бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта является улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах.

Развитие аэропортовой сети обеспечивается комплексом мероприятий по развитию международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов.

Инвестиции из федерального бюджета в 2016 - 2018 гг. планируется направить на развитие аэропортовой сети. Приоритетными мероприятиями в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в 2016 - 2018 гг. являются:

завершение реконструкции и развития аэродрома международного аэропорта Шереметьево (1-ая очередь реконструкции);

реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево" (г. Новосибирск);

реконструкция аэропортового комплекса "Богашево" (г. Томск);

реконструкция ИВПП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия);

реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск)";

реконструкция аэропортового комплекса "Сокол" (г. Магадан), 2-этап;

строительство и реконструкция аэропортового комплекса "Игнатьево" (г. Благовещенск);

реконструкция аэродрома "Добрынское" (г. Владимир).

Различные формы привлечения заемных средств (кредиты банков, лизинг для обновления воздушных судов) станут весьма значимым источником инвестиционной деятельности на воздушном транспорте. Это позволит обновить 119 воздушных судов.

В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" планируются работы по реконструкции и развитию аэропортов "Симферополь" и "Бельбек", а также техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи на территории Крымского федерального округа.