См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров

Динамика продаж отдельных продовольственных

и непродовольственных товаров

(% к предыдущему году)

2013 год

2014 год

2015 год оценка

прогноз

2018 год к 2015 году

2016 год

2017 год

2018 год

Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия

2,6

0,0

-8,6

0,4

1,1

1,1

1,3

в том числе:

Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса)

4,8

1,5

-5,7

1,3

1,9

1,9

5,2

Рыба и морепродукты

4,7

3,4

-11,1

0,7

1,8

2,1

4,7

Молочные продукты

5,1

2,4

-3,8

1,0

2,4

2,6

6,1

Свежие овощи

6,0

4,9

-11,8

1,1

1,8

1,8

4,9

Кондитерские изделия

2,9

2,4

-7,5

1,3

2,9

3,3

7,7

Свежие фрукты

7,2

4,1

-8,4

4,1

4,4

4,5

13,6

Алкогольные напитки и пиво

-4,4

-4,1

-7,6

1,5

1,6

1,6

4,8

Непродовольственные товары

4,9

5,1

-8,4

0,5

2,9

3,2

6,8

Верхняя одежда

3,3

2,5

-3,5

0,5

1,0

1,2

2,7

Телевизоры

8,0

13,2

-12,8

1,2

3,0

3,6

8,0

Компьютеры в полной комплектации

8,7

9,1

-20,8

4,6

5,1

5,5

16,0

Мобильные телефоны

12,7

12,9

-6,9

0,0

3,3

3,6

7,0

Парфюмерно-косметические товары

8,2

5,8

-4,7

1,0

3,3

3,5

8,0

Легковые автомобили

7,2

5,9

-14,7

0,4

6,9

7,1

14,9

В группе непродовольственных товаров в среднесрочной перспективе сохранится интерес к приобретению компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов, аудиоаппаратуры, строительных материалов. Рост объемов продаж по этим товарным группам будет опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров.

В среднесрочной перспективе на фоне тенденции к консолидации отрасли, увеличению доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50%) и сокращению числа розничных рынков рост количества магазинов и павильонов будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов.

Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733, предусматривается увеличение количества торговых объектов, в том числе имеющих небольшую торговую площадь (мини-маркеты, магазины у дома и т.д.).

В последние годы домашние хозяйства значительно увеличили расходы на питание вне дома. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом, за период 2000 - 2014 гг. их бюджет на услуги гостиниц, кафе и ресторанов в среднем по России вырос в два раза, с 1,8 до 3,6 процента. Такие изменения в структуре потребления говорят о том, что доходы российских потребителей дают им возможность активнее проводить время вне дома.

В среднесрочной перспективе динамика оборота общественного питания сохранит положительный тренд. Ожидается, что к 2018 году оборот общественного питания по сравнению с 2015 годом увеличится на 5,8 процента.

Предполагается, что начиная с 2016 года отрасль торговли перейдет на траекторию восстановительного роста, однако быстрое восстановление утраченных позиций в среднесрочной перспективе маловероятно. Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.