I. Общие базовые требования

1. Создание "школ ступеней":

- начальная школа (I ступень, 1 - 4-е классы);

- подростковая школа (II ступень, 5 - 9-е классы);

- старшая школа (III ступень, 10 - 11-е классы).

Каждая пространственная зона (блок) имеет свой вход с улицы, при этом в школе должны быть центральный вход и общее пространство, объединяющее блоки.

2. Оформление блоков начальной, подростковой и старшей школы в совершенно разных конструктивных и интерьерных решениях, отражающих специфику возрастной психологии и образовательной программы.

3. Возможность присоединения блока для групп дошкольного возраста. Обязательны спальня (обеспечивающая звукоизоляцию), отдельная внутришкольная игровая и пришкольная территории.

4. Соблюдение принципов энергоэффективности, в том числе применение:

- типовых инженерных решений на основе современных и экономичных технологий (отопления, вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и других инженерных сетей);

- вентиляции пищеблоков столовых, учитывающей виды кухонной техники и технологию приготовления пищи, а также современных локальных приточно-вытяжных устройств в кухнях.

5. Обеспечение общей системы безопасности школьных зданий и пришкольной территории.

6. Создание безбарьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (подъемники, лифты, широкие дверные проемы, пандусы, цветовая маркировка элементов интерьера и экстерьера здания и др.).

7. Использование внутренних и внешних поверхностей стен здания для размещения больших мультимедиаэкранов, где могут отображаться учебная, справочная, досуговая (развлекательная) информация, а также медиапродукты творческой деятельности учащихся: презентации, фильмы, мультфильмы, фотографии и др.

8. Функциональные требования к учебным помещениям.

В основу учебных помещений должен быть положен принцип универсального учебного кабинета, рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

1) Создание универсальных кабинетов вместо специализированных. Кабинеты естественнонаучного цикла разделены на экспериментальную и теоретическую зоны (по предметам: химия, физика, биология) и включают: учебную комнату, практикум (лаборантскую) (одна на две учебных комнаты).

Учебные комнаты, практикумы (лаборантские) объединяются внутренними дверями.

2) Формирование кабинетов для занятий в малых группах и функционально-планировочных зон: классов, классов-студий, общешкольных лекционных помещений (проекторных, помещений для конференций с большими экранами и досками), залов, библиотечно-информационно-исследовательского центра (библиотеки) и т.п.

Библиотечно-информационно-исследовательский центр включает библиотеку. В библиотеках должно быть предусмотрено зонирование помещения по видам деятельности с учетом индивидуального подхода к обучающимся (читальный зал, зона IT, демонстрационное пространство).

3) Расположение кабинетов (отдельных зон), рассчитанных на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (для индивидуальной работы, проектной деятельности, игровые, мастерские, творческие студии [художественные, театральные, хореографические и др.], помещения для внеурочных и дополнительных занятий, web-мастерские, мультимедиакабинеты, лингафонные кабинеты).

4) Оборудование кабинетов для проведения дистанционных занятий и консультаций в онлайн режиме (для длительно болеющих обучающихся, находящихся на лечении, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Кроме того, необходимы общественные пространства, располагающие возможностями для самоподготовки и отдыха.

Все учебные помещения должны быть оснащены мобильным оборудованием (мебелью) и современными мультимедиасредствами, включая ИКТ, иметь подключение к сети "Интернет".

9. Функциональные требования к физкультурно-оздоровительному комплексу.

1) Создание помещений для занятий физкультурой и спортом внутри общеобразовательной организации (спортивного зала, спортивных помещений для индивидуальных и групповых занятий и др.), отвечающих современным требованиям и стандартам.

Количество и типы спортивных залов (бассейнов) предусматриваются в зависимости от образовательной организации и ее вместимости.

Спортивный зал должен быть многофункциональным, трансформируемым для возможности проведения одновременных занятий для нескольких классов (могут быть использованы мобильные перегородки). При этом необходимо наличие раздевалок для одновременного пользования обучающимися различных возрастных групп, помещения для хранения инвентаря.

Возможен вариант размещения отдельных спортивных залов в территориально разнесенных зонах начальной школы, подростковой школы, старшей школы.

При оформлении спортивных помещений должны быть использованы современные материалы и технологии (противоударное напольное и настенное покрытие, мобильные зрительские трибуны, стенки для скалолазания и др.).

10. Размещение и оборудование на территории общеобразовательной организации легкоатлетических, спортивных площадок, стадиона, отвечающих современным требованиям и стандартам.

11. Функциональные требования к специальным помещениям.

1) Выделение офисной зоны для педагогов и администрации, объединенные в деловой центр (приемная, кабинеты административной группы, методический центр [учительская, мультимедиа-кабинет], помещение для школьного самоуправления и т.п.).

2) Размещение лаборантских, подсобных помещений при кабинетах.

3) Размещение кабинетов логопеда-дефектолога (для начальной школы), психолога, социального педагога с зонами для индивидуальной работы и релаксации.

4) Размещение и оборудование актового зала в соответствии с современными требованиями и стандартами (сцена, зрительный зал, костюмерная, гримерная, подсобное помещение).

Мобильный актовый зал может объединять в себе функции спортивного зала (с помощью использования мобильной мебели) или зала для хореографии (с зеркальной стеной, станками, душевой, раздевалками).

5) Возможность создания музейной (интерактивной, постоянной, сменной экспозиции) и "природной" (зимний сад, кабинеты природы, помещение для "живого уголка" и т.п.) зон, которые могут располагаться как в отдельных помещениях, так и в центральном общественном пространстве школы или примыкать к нему.

6) Оснащение спальных комнат.

7) Оснащение игровых комнат или зон (в блоке начальной школы).

8) Оснащение помещений (зон) для занятий по прикладному искусству, по техническому конструированию, моделированию и т.д.

9) Оборудование медицинского блока.

10) Расположение подсобных помещений и складских помещений.

12. Функциональные требования к пришкольной территории (общественное пространство вокруг общеобразовательной организации, места для отдыха, спорта, игр, зона озеленения, навесы, тенты, беседки, пришкольное хозяйство и т.п.).

1) Школьные здания и их комплексы должны иметь привлекательный внешний вид, соотнесенный с окружающим ландшафтом.

2) Входы-выходы на территорию должны располагаться на расстоянии не менее 50 метров от улиц с интенсивным автомобильным движением.

3) Пришкольная территория должна проектироваться в зависимости от возрастной ступени и включать:

- внутренний двор (не обязательно полностью замкнутый, но создающий внутреннее пространство школьной жизни);

- центральный школьный двор - примыкает к центральному входу в школу, представляет собой центральное общественное пространство с дружелюбной средой и возможностью проводить школьные мероприятия;

- площадку для общих торжественных мероприятий (плац, корт);

- зоны отдыха (ландшафтные решения);

- спортивную зону (легкоатлетические площадки, стадион и др.);

- образовательную зону (разметка для изучения правил дорожного движения, экологическая тропа, лабиринты, малые архитектурные формы, развивающие комплексы и др.);

- игровые площадки (для начальной школы).

13. Функциональные требования к комплексу общешкольных помещений.

1) Наличие общешкольного атриума, пространства разновозрастного общения. Основные требования - достаточное по площади пространство, много света, места для сидения (возможно трибуны), в том числе и на полу, наличие свободных стен с соответствующим покрытием для размещения выставочных работ.

2) Зонирование в столовой общего помещения.

3) Наличие рекреаций зального типа и зонированных холлов (места для старшеклассников с возможностью свободного доступа в Интернет, мягкие трансформерные кресла и стулья; для младших классов - возможность проведения групповых игр, конструирования, игровых уголков для девочек и мальчиков).

4) Размещение и оборудование помещений для охраны (видеонаблюдения) и серверных для электронных систем видеонаблюдения, противопожарных и антитеррористических систем.

5) Выделение входной группы и фойе (с корпоративной символикой, индивидуальными интерьерными решениями); гардеробов для учеников, педагогов, гостей и родителей, место для родителей, встречающих детей из школы.