IV. ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИЦА

75. Анализируя в 2001 г. слабые места в защите банковского сектора от его использования в целях отмывания преступных доходов, ФАТФ провела исследования деятельности влиятельных политических лиц и того риска, который они привносят в финансовый сектор. В прессе часто появляются новые разоблачения в связи с подозрениями об участии влиятельных политических лиц в финансовых преступлениях (особенно связанных с коррупцией). После издания пересмотренной редакции Сорока рекомендаций, предусматривающих усиленные меры, непосредственно нацеленные на выявление риска, связанного с влиятельными политическими лицами, ФАТФ также приняла решение включить краткое рассмотрение указанной темы в качестве части дискуссий нынешнего года по типологиям. Вследствие этого данный вопрос обсуждался на полносоставном заседании экспертов, в ходе которого были сделаны определенные первичные заключения.

76. Влиятельные политические лица - это термин, используемый в отношении людей, на которых возложены или были возложены в прошлом важные государственные функции в конкретной стране. К этой категории относятся, например, главы государств или правительств, влиятельные политические и правительственные чиновники, члены судов или военного командования, руководители государственных корпораций высшего ранга и ключевые деятели политических партий. В силу особого статуса влиятельных политических лиц (политического в своей стране или, возможно, дипломатического - при работе за рубежом) финансовые организации часто предоставляют влиятельным политическим лицам определенную свободу действий при осуществлении финансовых операций как ими самостоятельно, так и третьими лицами от их имени. Если влиятельное политическое лицо становится причастным к той или иной преступной деятельности, то эта традиционная свобода действий, предоставляемая им для осуществления финансовых операций, зачастую служит препятствием для обнаружения или расследования преступлений, в которых они могут быть замешаны.

77. Из материалов, представленных в ходе совещания экспертов, и письменных сообщений участников дискуссий можно сделать несколько выводов. Во-первых, источниками денежных средств, которые влиятельное политическое лицо может попытаться отмыть, служат не только взятки, незаконные возвраты денежных средств и прочие доходы, непосредственно связанные с коррупцией, но и, возможно, присвоение либо хищение государственных средств, средств политических партий и профсоюзов, равно как и налоговое мошенничество. Несомненно, в некоторых случаях влиятельное политическое лицо может быть непосредственно вовлечено в другие виды незаконной деятельности, такие, как организованная преступность или торговля наркотиками. Очевидно, что влиятельные политические лица из стран или регионов, где коррупция является организованной и систематичной, представляют собой источник наибольшего потенциального риска. Однако следует отметить, что коррумпированных влиятельных политических лиц можно найти практически в любой стране.

Пример 13: Сообщник влиятельного политического лица отмывает деньги, полученные в результате крупномасштабной коррупции

В стране "А" по телевидению была продемонстрирована видеозапись, на которой советник президента г-н "Z" целенаправленно предлагает взятку оппозиционному государственному деятелю. Предание гласности этого факта относительно г-на "Z", широко известного как "серый кардинал", за спиной тогдашнего президента страны "А" привело к тому, что президент поручил прокурору по особым делам провести расследования иных многочисленных незаконных операций г-на "Z" и его сообщников в стране "А". Расследование, инициированное властями страны "В", привело к замораживанию примерно 48 млн. долл. США, принадлежащих г-ну "Z" <*>. Г-н "Z" бежал из страны и был в конечном счете задержан и выдан стране "А", для того чтобы предстать перед судом по обвинению в коррупции, торговле наркотиками, незаконном обогащении и прочих преступлениях.

--------------------------------

<*> Позднее были обнаружены дополнительно 22 млн. долл. США.

Перед задержанием г-на "Z" на основании предписания на предварительный арест и запроса об экстрадиции из страны "А" был арестован его соучастник - г-н "Y".

Г-н "Z" и его сообщники, в том числе г-н "Y", получали преступные доходы, источником которых в данном случае явились злоупотребления официальным положением г-на "Y" в качестве советника бывшего президента страны "А". Некоторые из основных мошеннических схем включали в себя приобретение военной техники и заключение контрактов на обслуживание, а также незаконные инвестиционные операции с использованием средств государственных пенсионных фондов.

Г-н "Y" был замешан в схемах, связанных с незаконным возвратом денежных средств, в рамках которых переводились деньги как из казначейства страны "А", так и из пенсионных фондов вооруженных сил и полиции. Г-н "Y" с сообщниками использовали средства пенсионных фондов и свои собственные деньги для покупки контрольного пакета акций кредитной организации в стране "С" - банка "М", который в июне 1999 г. был приобретен другим банком, находящимся в стране "А". Г-н "Y" отвечал за поиск от имени банка "М" объектов для инвестиций и определял проекты, связанные со строительством и недвижимостью, для их финансирования банком и пенсионным фондом. Он также контролировал строительные компании, реализующие эти проекты. Г-н "Y" разработал способ увеличения фактической стоимости инвестиционных проектов пенсионных фондов на 25 процентов и выставлял соответствующие счета банку "М". Проекты, рекомендованные г-ном "Y", автоматически получали одобрение членов правления пенсионного фонда полиции, поскольку некоторые из них получали взятки. Стоимость одного проекта на сумму в 25 млн. долл. США была мошенническим способом увеличена на 8 млн. долл. США. Аналогичным образом г-н "Y" сформировал и контролировал несколько компаний-оболочек, используемых для получения брокерских ссуд от банка "М" в обмен на взятки от заемщиков. Если некоторые кредиты не погашались в срок, г-н "Y" обычно выкупал обанкротившиеся проекты по чрезвычайно низким ценам, чтобы перепродать их с прибылью.

Кроме того, г-н "Y" и члены совета директоров банка "М" были уполномочены правительством страны "А" организовывать покупку военных самолетов для этой страны. Только в двух сделках по приобретению самолетов правительство страны "А" заплатило дополнительно 150 млн. долл. США из-за мошеннической 30-процентной надбавки к цене продажи. Эти деньги, полученные незаконным путем, якобы были проведены через банк "М". Оттуда они перетекли на многочисленные счета, открытые на различные имена в иностранных банках, чтобы сокрыть их происхождение.

Г-н "Y" систематически использовал группу банков за границей для отмывания преступных доходов, полученных им и его сообщниками. Г-жа "Д", банкир, состоявшая в браке с двоюродным братом г-на "Y", которая раньше была членом совета директоров банка "Н", помогла г-ну "Y" сокрыть более 20 млн. долл. США в одной юрисдикции.

Г-н "Y" открыл банковский счет в стране "С" и до того момента, как был арестован, перевел через него около 15 млн. долл. США. Изначально открытие счета не вызывало каких-либо подозрений, поскольку граждане страны "А" часто открывали банковские счета в стране "С", чтобы сохранить свои активы от инфляции. Однако финансовые учреждения, обслуживающие банковские и брокерские счета, которые находились во владении или под контролем г-на "Y", г-жи "Д" и прочих лиц, постепенно стали замечать необычную активность по проведению операций по этим счетам. По словам банковских служащих, финансовые операции г-на "Y" не имели явного экономического смысла и источники денежных средств были подозрительными.

78. Другим результатом наблюдений является отмеченный факт, что влиятельные политические лица, учитывая высокую степень публичности их положения как внутри, так и за пределами своей страны, очень часто используют агентов или других посредников для осуществления финансовых операций от своего имени. Поэтому нет ничего необычного в том, что соратники, близкие друзья и члены семьи того или иного влиятельного политического лица проводят отдельные операции или каким-либо иным образом управляют или перемещают активы от своего собственного имени в интересах конкретного влиятельного политического лица. Такое использование посредников не обязательно должно свидетельствовать о незаконной деятельности, поскольку зачастую посредники также участвуют в операциях, когда предпринимательская деятельность или доходы влиятельных политических лиц являются абсолютно законными. Однако в большинстве случаев использование посредников для того, чтобы скрыть или изолировать влиятельных политических лиц от нежелательного внимания, также может служить препятствием для соблюдения принципа должной осмотрительности, который должен применяться к любому клиенту. Дополнительное препятствие может возникнуть в том случае, если лицо, выступающее от имени влиятельного политического лица, само обладает каким-либо особым статусом, как, например, дипломатической неприкосновенностью.

Пример 14: Правительственный чиновник высокого ранга через членов своей семьи отмывает присвоенные государственные средства

Семья бывшего правительственного чиновника высокого ранга, занимавшего в стране "А" различные политические и административные должности, учредила фонд в стране "В", предоставляющей льготный налоговый режим, основным выгодоприобретателем которого стал его сын. Данный фонд имел счет в стране "С", с которого был сделан перевод на сумму около 1,5 млн. долл. США на совместный супружеский счет, открытый за два месяца до этого в финансовом учреждении в соседней стране "Д". Этот перевод послужил законным основанием для направления банковской организацией информации о подозрительной операции в местный орган финансовой разведки. В ходе расследований, проведенных на основании этого сообщения, было обнаружено упоминание того же самого счета при осуществлении двух предыдущих международных переводов на значительные суммы со счета жены этого чиновника, открытого в стране их проживания (стране "А"), а также установлен факт владения женой счетами в других национальных финансовых учреждениях, на которые поступали международные переводы с последующим снятием средств. Отсутствие явного экономического смысла в проведенных банковских операциях и информация о присвоении этим правительственным чиновником высокого ранга государственных средств, полученная после инициирования процессуальных действий в отношении него в его стране, позволили предположить (в данном конкретном случае) о существовании системы, созданной для отмывания доходов от его преступной деятельности. В тот самый момент, когда чиновник собирался закрыть свой счет в банке, он был задержан для допроса и затем помещен на содержание под стражей в полиции. Было начато расследование.

79. Помимо использования третьих лиц, влиятельные политические лица, занимающиеся перемещением и сокрытием преступных доходов, как правило, делают это, проводя денежные средства через сети компаний-оболочек или офшорных банков, расположенных за пределами страны их проживания, которые не разглашают детали осуществленных операций. В других случаях финансовые операции влиятельных политических лиц могут маскироваться путем проведения их через различные непрозрачные организации, например, такие, как трасты. И вновь возможность финансовой организации в полном объеме соблюдать принцип должной осмотрительности и применять процедуры ЗСК в отношении влиятельных политических лиц применительно к данной ситуации оказывается строго ограниченной.

Пример 15: Высокопоставленный служащий государственной компании, замешанный в коррупции на высоком уровне

Расследование в отношении правительственного чиновника высокого ранга г-на "А", служащего государственной компании "А", выявило, что он являлся получателем чрезмерных по суммам платежей по нескольким счетам, которыми он владел и управлял. Г-н "А" был вице-президентом компании "А" и имел годовой доход свыше 200 тыс. долл. США. В ходе расследования было обнаружено, что г-н "А" владел 15 банковскими счетами в нескольких различных странах, через которые было проведено свыше 200 млн. долл. США. Г-н "А" использовал деньги, помещаемые на его счета, для приобретения политического влияния и для получения контрактов от иностранных правительств в интересах компании "А".

Следствие установило, что один доверительный счет был открыт как передаточное звено для последующего осуществления платежей из компании "А" на ряд более мелких счетов, контролируемых г-ном "А". Впоследствии г-н "А" переводил деньги с данных счетов либо снимал наличные средства. Снятые со счетов денежные средства использовались для взяток. В число их получателей входили: главы государства и правительства, правительственные чиновники высшего уровня, руководители высокого ранга государственных корпораций и влиятельные функционеры политических партий разных стран, а также члены семьи и близкие партнеры г-на "А".

Дальнейшее расследование финансовых операций по счетам, принадлежащим господину "А", показало, что для осуществления и получения платежей использовалась компания-оболочка. В дополнение к систематическим операциям, проводимым по счетам, были отмечены вклады наличными деньгами (часто - больше одного раза в день) и необычно крупные снятия наличности. Анализ операций по одному из счетов показал, что в течение шестинедельного периода с него было снято наличных средств на сумму свыше 35 млн. долл. США. Это было несопоставимо со всеми предыдущими операциями по данному счету. Следователи обратили внимание на преднамеренное дробление суммы снимаемых наличных средств на более мелкие, свидетельствующее о том, что г-н "А" был осведомлен об установленных требованиях по представлению сведений о подозрительных операциях и пытался избежать этого. Получателями платежей от г-на "А", произведенных как в наличной форме, так и банковским переводом, являлись некоторые влиятельные политические лица и лица из их ближайшего окружения:

Высокопоставленный политический деятель, чиновник высокого ранга

Некий посредник получил от компании "А" платеж на сумму 50 млн. долл. США. Затем этот посредник перевел полученные деньги на два счета, открытые в офшорной зоне. После этого денежные средства были перемещены на счета компании, которые также были открыты в офшорной зоне. Подлинными владельцами этих счетов компании, как обнаружилось, были бывший глава секретной службы в стране "В" и государственный секретарь Министерства обороны в стране "С".

Супруга влиятельного политического лица

Деньги переводились из компании "А" на один из банковских счетов, принадлежавших г-ну "А". Затем г-н "А" помещал денежные средства на клиентский счет юрисконсульта и на офшорный банковский счет. Подлинным владельцем этого офшорного счета была супруга влиятельного политического лица, недавно оформившая развод, - г-жа "С". Средства на указанный счет были зачислены для приобретения собственности на сумму свыше 500 тыс. долл. США, автомобиля, осуществления ремонта квартиры г-жи "С" и месячного содержания на сумму 20 тыс. долл. США.

Друг и соратник влиятельного политического лица

Компания "А" произвела платеж на банковский счет в стране "Д". Затем банк в стране "Д" получил платежное поручение о переводе преступных доходов лицу, связанному с г-ном "А", которое владело счетом в том же банке в стране "Д". После этого данное лицо "ссудило" ту же самую сумму одному влиятельному политическому лицу.

80. По данным одного члена ФАТФ, существуют два основных способа выявления незаконных финансовых операций влиятельных политических лиц. Первый способ - когда происходят перемены в правительстве страны этого влиятельного политического лица и его или ее незаконные действия раскрываются преемниками власти. Несмотря на то, что это, возможно, самый верный доступный индикатор, полностью полагаться на него нельзя. В некоторых случаях обвинения в незаконной или коррупционной деятельности со стороны нового правительства представляют собой "сведение политических счетов". Второй способ состоит в выявлении незаконной финансовой деятельности влиятельного политического лица через подозрительные или необычные операции, осуществляемые лицами, действующими от его или ее имени. Если эти трансакции рассматривать в контексте взаимоотношений между посредником и влиятельным политическим лицом, от чьего имени он или она могут выступать, тогда может быть больше оснований подозревать, что источники привлеченных денежных средств или активов незаконны.

81. В дополнение к указанным выше потенциальным препятствиям для реализации мер по работе с клиентами (customer due diligence - CDD) в отношении влиятельного политического лица, применения принципа ЗСК или выявления связи между влиятельными политическими лицами (их соратниками) и преступными операциями иногда расследования подозрительных незаконных финансовых операций могут сдерживаться специфическими факторами, связанными с влиятельными политическими лицами. Наиболее важным из этих факторов, по мнению одного из экспертов, является отсутствие необходимой "политической поддержки", особенно в случаях, когда результаты расследования явственно указывают на наличие взаимосвязи между иностранными влиятельными политическими лицами и высокопоставленными чиновниками в правительстве страны, где проводится данное расследование. Очевидно, что успешному завершению таких расследований также мешает отсутствие возможности получить от иностранных партнеров необходимую информацию (или получить ее своевременно).

Пример 16: Отмывание доходов, полученных вследствие хищения чужого имущества

На банковские счета министра нефтяной промышленности (г-на "Y"), занимавшего эту должность во времена бывшей диктатуры, при которой были совершены многочисленные преступления, связанные с хищением имущества, в течение нескольких месяцев поступили средства на сумму 6 млн. долл. США. Это послужило основанием для передачи информации в правоохранительные органы, которые приняли решение о предъявлении министру обвинения.

В ходе расследования органы финансовой разведки обнаружили, что г-н "Y" совершал операции под вымышленным именем. На недавно открытый счет, контролируемый г-ном "Y", поступили денежные средства на сумму свыше 575 тыс. долл. США в связи с продажей собственности. Эта сумма ни в коей мере не соответствовала рыночной стоимости данной недвижимости.