Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 N 731).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);

способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-2);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-3);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-4);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-6);

способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-7);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-8);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОПК-1);

способностью к пониманию эстетической основы искусства (ОПК-2);

способностью определять основные компоненты музыкального языка и использовать эти знания в целях грамотного и выразительного прочтения нотного текста (ОПК-3);

способностью запоминать музыкальный материал и воспроизводить на музыкальном инструменте по памяти музыкальные произведения (ОПК-4);

способностью осуществлять комплексный анализ музыкального произведения по нотному тексту (ОПК-5);

способностью слышать фактуру музыкального произведения при зрительном восприятии нотного текста и воплощать услышанное в реальном звучании (ОПК-6);

способностью владеть исполнительским интонированием и использовать художественные средства исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ОПК-7);

способностью понимать принципы работы над музыкальным произведением и задачи репетиционного процесса (ОПК-8);

способностью ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах в историческом аспекте (ОПК-9);

способностью ориентироваться в специальной литературе как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ОПК-10);

способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ОПК-11);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-12).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

концертно-исполнительская деятельность:

способностью грамотно прочитывать нотный текст в соответствии со стилем композитора, постигать ключевую идею музыкального произведения (ПК-1);

способностью демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности (ПК-2);

способностью создавать исполнительский план музыкального сочинения и собственную интерпретацию музыкального произведения (ПК-3);

способностью демонстрировать знание композиторских стилей и умение применять полученные знания в процессе создания исполнительской интерпретации (ПК-4);

способностью демонстрировать умение исполнять музыкальное произведение ярко, артистично, виртуозно (ПК-5);

способностью воссоздавать художественные образы музыкального произведения в соответствии с замыслом композитора (ПК-6);

способностью к сотворчеству в исполнении музыкального произведения в ансамбле (ПК-7);

способностью самостоятельно работать над концертным репертуаром (ПК-8);

педагогическая деятельность:

способностью понимать цели и задачи педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-9);

способностью демонстрировать на практике различные методики преподавания игры на музыкальном инструменте (ПК-10);

способностью обучать применению знаний композиторских стилей в процессе создания исполнительской интерпретации (ПК-11);

способностью осуществлять педагогический разбор музыкального произведения, исполненного обучающимся, и ставить перед ним творческие и оптимальные с точки зрения методики задачи (ПК-12);

способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-13);

способностью применять на практике умение планировать и строить урок, концентрировать внимание обучающегося на поставленных задачах (ПК-14);

способностью критически оценивать и осмысливать результаты собственной педагогической деятельности (ПК-15).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Фортепиано":

способностью владеть тембральными и динамическими возможностями инструмента (ПСК-1.1);

способностью демонстрировать умение озвучивать нотный текст, содержащий приемы современной нотации (ПСК-1.2);

способностью демонстрировать свободное чтение с листа нотных текстов различной сложности (ПСК-1.3);

специализация N 2 "Орган, клавесин, исторический клавир":

способностью ощущать регистровку, тембр и динамическое колорирование (ПСК-2.1);

способностью демонстрировать навыки владения осмысленной, выразительной и виртуозной игры на фортепиано (ПСК-2.2);

способностью самостоятельно работать над сложными органными и клавесинными сочинениями различных стилей (ПСК-2.3);

способностью владеть всеми мануалами в сочетании с ножной клавиатурой (ПСК-2.4);

способностью разбираться в исторических стилях (ПСК-2.5);

специализация N 3 "Концертные струнные инструменты (по видам инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), исторические струнные инструменты":

способностью демонстрировать интонационную чистоту, владеть различными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-3.1);

способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-3.2);

способностью демонстрировать знание основных оркестровых партий своего инструмента (ПСК-3.3);

специализация N 4 "Концертные духовые и ударные инструменты (по видам инструментов: флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, тромбон, валторна, туба, саксофон, ударные инструменты), исторические духовые и ударные инструменты":

способностью демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом (амбушюром, палочками, пальцами рук) (ПСК-4.1);

способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-4.2);

способностью демонстрировать знание основных оркестровых партий своего и родственного инструмента (ПСК-4.3);

специализация N 5 "Концертные народные инструменты (по видам инструментов: баян, аккордеон, домра, балалайка, гусли, гитара):

способностью демонстрировать интонационную чистоту, свободное владение игровым аппаратом и разнообразными техническими приемами звукоизвлечения (ПСК-5.1);

способностью демонстрировать навыки владения игрой на фортепиано (ПСК-5.2);

способностью создавать переложения музыкальных произведений для своего инструмента (ПСК-5.3);

способностью демонстрировать свободное чтение с листа партий различной сложности (ПСК-5.4).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.