Нерекомендуемые нестоимостные критерии оценки

3. При организации и осуществлении закупки аудиторских услуг для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки не рекомендуется использовать критерии:

1) не определенные формально (допускающие возможность субъективности, в том числе при определении базовых значений);

2) предполагающие раскрытие конфиденциальной информации, определяемой в договорах с клиентами;

3) предполагающие относительные сравнения одного претендента с другим (при отсутствии заданного максимального абсолютного показателя, характеризующего достаточную степень надежности соответствия качеству предполагаемой работы);

4) основанные на положениях, однозначно определяемых требованиями законодательства;

5) предполагающие наличие у внешнего аудитора ресурсов, не связанных с требованиями действующего законодательства и (или) особенностями аудиторского задания, а также предусматривающие требования по вопросам, не связанным с аудиторским заданием;

6) предопределяющие выбор претендента;

7) порождающие условия для возникновения конфликта интересов;

8) вынуждающие претендентов нести необоснованные издержки, связанные с предоставлением подтверждающих документов.

4. Примеры нерекомендуемых показателей:

Показатель

Пояснения

Описание общего подхода к проведению аудита, план и программа аудита, т.п.

Невозможна единообразная оценка представленных сведений.

Форма представления результатов аудита (например, форма аудиторского заключения).

Установлена нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере аудиторской деятельности.

Объем планируемых трудозатрат.

Абсолютная величина планируемых трудозатрат на проведение аудита не является однозначным показателем для сопоставления и оценки предложений внешних аудиторов: сравнительно высокий уровень планируемых трудозатрат может свидетельствовать о недостаточной эффективности аудита, а сравнительно низкий - об отсутствии у внешнего аудитора понимания объема работ, целей и задач аудиторского задания. Кроме того, организация-заказчик не имеет возможности контролировать фактические трудозатраты внешнего аудитора.

Наличие у внешнего аудитора опыта проверок с суммой договора не менее X руб., в том числе в зависимости от начальной (максимальной) цены конкурса.

Информация о стоимости работ с другими заказчиками часто является коммерческой тайной, не подлежащей раскрытию. Нет прямой связи цены договора с объемом выполненных работ и их качеством. Может являться попыткой отсеивания претендентов, в том числе искусственным завышением начальной цены конкурса.

Доля выручки от проведения аудита (аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудита консолидированной финансовой отчетности) или от оказания других видов услуг в общем объеме выручки внешнего аудитора.

Данный показатель не характеризует объем работ внешнего аудитора по оказанию конкретного вида услуг.

Наличие предписаний (предупреждений) по итогам проверки уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (в конкурсах, проводимых организациями-заказчиками, которые не относятся к общественно значимым <1>).

Проверки уполномоченного федерального органа по контролю и надзору проводятся в отношении не всех аудиторских организаций.

Показатели, основанные на предоставлении договоров (актов) по осуществленным работам (услугам) с клиентами с указанием стоимостных параметров.

Информация о стоимости работ с другими заказчиками часто является коммерческой тайной, не подлежащей раскрытию.

Показатели, связанные с предоставлением гарантии качества услуг (иными способами обеспечения ответственности или исполнения обязательств), отличных от страхования ответственности претендента или иных договорных условий по выплатам клиенту в случае некачественного оказания услуг.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает иных механизмов гарантии (способов обеспечения ответственности или исполнения обязательств) в отношении аудиторских услуг, кроме финансовых.

Наличие в штате внешнего аудитора специалистов, имеющих иностранные аудиторские квалификации.

Получение квалификационного аттестата аудитора предполагает наличие всего объема знаний, необходимых для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказание иных аудиторских услуг.

Показатели, основанные на составе аудиторской группы.

Состав штатных специалистов внешнего аудитора может существенным образом меняться. Кроме того, внешний аудитор самостоятельно определяет количественный и качественный состав аудиторской группы.

Показатели, основанные на предоставлении рекомендательных писем от клиентов.

Данные показатели являются потенциальным источником конфликта интересов (могут быть инструментом давления заказчика на внешнего аудитора в случае наличия расхождений по оценке существенных событий, влияющих на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности). Кроме того, являются потенциальным источником угрозы независимости аудитора в его отношениях с другими клиентами (например, если внешний аудитор вынужден запрашивать "положительную" рекомендацию от аудируемого клиента, особенно от общественно значимого хозяйствующего субъекта).

Показатели, основанные на наличии в штате внешнего аудитора сотрудников, не связанных с выполнением конкретного аудиторского задания или обладающих необязательными для выполнения конкретного аудиторского задания квалификациями.

Наличие данных сотрудников не влияет на качество оказания конкретной аудиторской услуги.

Показатели, основанные на опыте внешнего аудитора, отличном от предмета закупки.

Данные показатели не имеют отношения к цели оценки. Создают возможность манипулирования и предопределения результатов оценки в пользу одного или нескольких претендентов.

--------------------------------

<1> Организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".