Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год.

1. Задачи макроэкономической политики в 1999 году

Денежно - кредитная политика наряду с фискальной политикой является основным инструментом осуществления экономической политики государства.

В любом государстве главными стратегическими целями экономической политики должны быть повышение благосостояния населения (рост доходов) и обеспечение максимальной занятости. Имея в виду эту долгосрочную стратегию, российское государство в сложившихся условиях реально может поставить целями экономической политики на 1999 год максимальное ограничение спада ВВП и сдерживание инфляции. Эта задача предусмотрена мерами Правительства Российской Федерации и Банка России по стабилизации социально - экономического положения в стране.

Развитие российской экономики в 1999 году в значительной степени определяется последствиями экономического кризиса середины 1998 года, девальвации рубля и последовавшего за этим резкого всплеска потребительских цен. Несмотря на обострение негативных процессов в экономике, падение, по итогам 1998 года, не приобретет обвального характера, что не исключает возможности некоторого улучшения ситуации в 1999 году.

Основными задачами макроэкономической политики на 1999 год являются удержание инфляционных процессов на уровне, ограничивающем рост цен в пределах до 30%, а также ограничение спада в экономике в пределах 3%. С учетом складывающейся динамики цен производителей промышленной продукции и потребительских цен номинальное значение ВВП составит порядка 3800 - 4000 млрд. рублей. Выполнение намеченных задач будет способствовать поддержанию реальных располагаемых доходов населения на уровне 1998 года и ограничению роста численности безработных. Постановка таких целей макроэкономической политики может быть обоснована следующими ожидаемыми тенденциями.

Изменение условий внешней торговли, девальвация рубля и связанное с этим сокращение импорта создают предпосылки для улучшения условий производства и реализации продукции отечественными предприятиями. Однако этому процессу может препятствовать сокращение внутреннего спроса как со стороны сектора домашних хозяйств, так и со стороны органов государственного управления.

В 1999 году ожидается, что характерное для предшествующего года сильное снижение производительности труда (рассчитываемой как отношение ВВП в постоянных ценах к численности занятых в экономике) может быть приостановлено. Наряду с сокращением темпов падения фондоотдачи это будет способствовать ограничению падения производства.

Нерешенность проблем с налоговой дисциплиной и эффективным налоговым законодательством ведет к сокращению в реальном выражении расходов бюджета, учитываемых при расчете конечного потребления этого сектора. Сокращение доходов бюджета и проблемы привлечения ресурсов для финансирования бюджетного дефицита ограничат государственные возможности по финансированию инвестиционных программ. В совокупности с сужением ресурсов банковской системы и увеличившимися рисками кредитования хозяйствующих субъектов, реальным снижением прибыли в основных отраслях экономики это приведет к сокращению источников финансирования инвестиций в основной капитал. По итогам года сокращение инвестиций в основной капитал может составить 5 - 6%.

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

┌──────────────────────────────────────┬───────────┬─────────────┐

│ │ 1998 г. │ 1999 г. │

│ │ (оценка) │ (прогноз) │

├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤

│ВВП, млрд. руб. │2750 - 2800│3800 - 4000 │

│в % к предыдущему году │94 - 95 │97 - 99 │

├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤

│Объем промышленной продукции, млрд. │ │ │

│руб. │1610 - 1640│2100 - 2430 │

│в % к предыдущему году │94 │97 - 99 │

├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤

│Индекс потребительских цен, в % │170 - 180 │120 - 130 │

│декабрь к декабрю предыдущего года │ │ │

├──────────────────────────────────────┼───────────┼─────────────┤

│Индекс цен предприятий - │ │ │

│производителей промышленной продукции,│ │ │

│в % │119 - 125 │125 - 135 │

│декабрь к декабрю предыдущего года │ │ │

└──────────────────────────────────────┴───────────┴─────────────┘

Последствия кризиса существенно деформировали структуру использования денежных доходов населения. Для поддержания необходимого уровня потребления население более 80% своих доходов использует на эти цели. В 1999 году при сокращении темпов инфляции и постепенном восстановлении нормального функционирования банковской системы можно ожидать, что начнет расти степень доверия населения к организованным сбережениям. В результате в структуре использования денежных доходов населения в 1999 году доля сбережений увеличится при соответствующем сокращении доли расходов на покупку товаров и услуг. Это может привести к сокращению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в сопоставимых ценах на 1 - 2%.

ДИНАМИКА РЕАЛЬНОГО ВВП (%)

(Диаграмма не приводится.)

Сокращение конечного потребления сектора государственного управления составит около 2 - 3%.

Рост экспорта в 1999 году будет стимулятором динамики реального ВВП, однако он не компенсирует снижения спроса со стороны потребления и накопления.

Бюджетная политика на 1999 год по проекту Минфина России предусматривает доходы федерального бюджета в сумме 485,9 млрд. рублей, расходы федерального бюджета - в сумме 580,8 млрд. рублей.

Дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 94,9 млрд. рублей, в том числе источники его финансирования определены в сумме 67,1 млрд. рублей, из которых внутренние составляют 12,1 млрд. рублей и внешние - 55,0 млрд. рублей, недостаток источников покрытия дефицита федерального бюджета составит 27,8 млрд. рублей.

В связи с предполагаемым переходом с 1999 года на международную методологию учета доходов бюджета и источников финансирования его дефицита в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1999 год учтены доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от реализации государственных запасов с соответствующим исключением их из состава доходов федерального бюджета.

Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 1999 году в условиях действующего налогового законодательства составят 428,2 млрд. рублей, или 88,1% от общей суммы доходов федерального бюджета.

Уровень доходов федерального бюджета в ВВП в 1999 году составит 12,8%, или выше уровня ожидаемого исполнения за 1998 год на 3,5 пункта, в том числе налоговых доходов - 11,3%, или с ростом, соответственно, на 3,6 пункта.

В 1999 году прогнозируется изменение структуры налоговых доходов. В частности, в структуре налоговых доходов в значительной мере возрастают доходы от внешнеэкономической деятельности, а также произойдет рост прямых налогов и снижение доли косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов, что обусловлено внесенными изменениями в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в 1998 году.

В общей сумме расходов федерального бюджета на 1999 год расходы по обслуживанию государственного долга составляют 161,3 млрд. рублей, или 27,8%, в том числе расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга составляют 61,4 млрд. рублей, или 10,6%, расходы по обслуживанию государственного внешнего долга - 99,9 млрд. рублей, или 17,2%.

При увеличении удельного веса суммы расходов по обслуживанию государственного долга в общей сумме расходов федерального бюджета по сравнению с 1998 годом на 3 пункта удельный вес расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга сократится на 5,7 пункта, а удельный вес расходов по обслуживанию государственного внешнего долга возрастет на 8,7 пункта.

ИНФЛЯЦИЯ И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

(Диаграмма не приводится.)

ДИНАМИКА ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (% К ВВП)

И САЛЬДО ПО СЧЕТУ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

(МЛРД. ДОЛЛ. США)

(Диаграмма не приводится.)

Значительную роль в 1999 году в процессе формирования макроэкономической политики будет играть банковская система. В условиях экономического кризиса кризис самой банковской системы может надолго затормозить возможности вывода российской экономики на траекторию экономического роста. Тем самым задача оздоровления банковской системы приобретает в 1999 году особое значение. Для ее последовательного решения необходимы определенная компенсация убытков, понесенных банками вследствие финансового кризиса 1998 года, а также преодоление недоверия населения и повышение привлекательности вкладов в банках. Банк России будет стремиться использовать такие методы и инструменты, которые не повлекут за собой значительного падения валютного курса и ускорения инфляции.

Развитие российской экономики в предыдущий период убедительно показывает, что реальные экономические процессы в решающей степени зависят от комбинации факторов, связанных как с проводимой экономической политикой, так и с политическими, институциональными, а также социальными предпосылками ее реализации. В связи с этим Банком России проведены экспертные оценки основных макроэкономических показателей в случае изменения целевых установок по инфляции.

Развитие российской экономики в 1999 году можно оценить исходя из целевых установок на максимально возможное снижение инфляции. В этом случае можно предположить возможность снижения инфляции до уровня 12 - 16% (из расчета декабрь к декабрю). Для достижения этого уровня инфляции должна быть предельно жесткой политика в отношении регулирования цен естественных монополий, необходимы и крайне непопулярные методы, связанные с ограничением роста доходов населения. Кроме того, население в целях поддержания приемлемого уровня потребления сохранит в структуре использования доходов высокую долю расходов на покупку товаров и услуг, оставляя тем самым низкой долю сбережений, что ограничивает общие сбережения в экономике.

В этом случае жесткость политики денежного предложения, высокие спросовые ограничения и снижение прибыли основных товаропроизводителей приведут к усилению экономического спада до 8 - 9%, и в первую очередь в промышленности, сельскохозяйственном производстве и инвестиционных отраслях. Падение производства будет сопровождаться ростом задолженности по заработной плате, ростом скрытой безработицы (в этих условиях произойдет рост и официально зарегистрированных безработных). Ввиду сокращения у предприятий денежных средств возрастет объем неплатежей, увеличится доля бартера в расчетах. Реальные доходы населения могут в этом случае снизиться на 9 - 10%.

Следует также оценить ключевые макроэкономические индикаторы, характеризующие развитие российской экономики в условиях более высокой инфляции (50 - 55% из расчета декабрь к декабрю).

Основной причиной такого развития может послужить недостаточная эффективность осуществления намеченных мер по преодолению кризиса середины 1998 года.

Развитие российской экономики в 1999 году в условиях высокой инфляции может иметь место в случае более значительного превышения расходов бюджета над доходами и возможного сокращения, или даже отсутствия, внутренних и внешних займов и вынужденного осуществления значительного необеспеченного роста денежной базы, что чревато более тяжелыми инфляционными последствиями.

Вследствие существенного необеспеченного роста денежной базы и опережающего в этом случае роста цен степень реальной обеспеченности экономики деньгами сокращается. Результатом сжатия реальной денежной массы и возникновения трудностей в платежной системе в этом случае будут достаточно высокие темпы экономического спада (4 - 5%). В этих же пределах прогнозируется падение реальных доходов населения. Следует также ожидать сохранения значительного давления на курс рубля со стороны населения и банков.

Таким образом, рассмотренные оба альтернативных варианта экономической политики на 1999 год являются неприемлемыми с точки зрения задач максимального ограничения спада в экономике и поддержания доходов населения.