Документ не применяется. Подробнее см. Справку

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 годы) комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах Российской Федерации, в том числе реализации к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение (2016)

Период, год

2017

2018

2019

2020

Количество реализованных на территории Российской Федерации проектов <1> по благоустройству, включенных в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству (шт.) <2>

основной

0

100

200

300

400

Количество представителей субъектов Российской Федерации, прошедших обучение по вопросам создания комфортной городской среды (чел.)

основной

0

500

-

-

-

Результаты проекта

1. В период с 2017 по 2020 годы муниципальными образованиями (справочно: здесь и далее принимаются во внимание населенные пункты с численностью 1000 и более человек) на территории Российской Федерации будут приняты (актуализированы действующие) новые современные правила благоустройства, соответствующие федеральным методическим рекомендациям, в том числе предусматривающим формирование муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - программы благоустройства) с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления, реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, финансового и (или) трудового участия граждан и организаций в реализации указанных мероприятий, инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий и другое.

2. В период с 2017 по 2020 годы в рамках исполнения региональных и муниципальных программ (сформированных на уровне населенных пунктов с численностью населения 1000 и более человек) по благоустройству, финансируемых в том числе за счет средств федеральной субсидии на благоустройство, на территории субъектов Российской Федерации реализованы мероприятия по формированию комфортной городской среды, в том числе мероприятия по благоустройству дворовых территорий и мероприятия по благоустройству наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования населенного пункта (далее - Комплекс первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды).

Основные обязательные мероприятия из Комплекса первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды:

1) муниципалитетами в 2017 году утверждены новые Правила благоустройства, соответствующие федеральным методическим рекомендациям <3>.

2) приняты в соответствии с федеральными методическими рекомендациями и реализованы региональные (муниципальные) программы на период 2017 - 2020 годы с адресным перечнем объектов, благоустройство которых будет обеспечено в период реализации проекта, в том числе реализация 1 значимого мероприятия (из числа рекомендованных Минстроем России) каждый год, начиная с 2017 года.

3) проведено благоустройство дворовых территорий <4>.

4) проведено благоустройство объектов городской среды, отобранных по результатам общественного обсуждения с населением соответствующего муниципального образования <5>.

5) проведено благоустройство мест массового отдыха населения (городских парков) на территории городов с численностью населения до 250 тыс. человек <6>.

6) отобраны субъектами Российской Федерации (по их усмотрению, но в соответствии с технологией и требованиями, установленными Минстроем России) реализованные проекты по благоустройству на конкурс лучших практик (ежегодно в период с 2017 по 2020 годы) в целях формирования Минстроем России Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству (не менее 1 проекта).

7) обучены представители субъектов Российской Федерации в соответствии с программой "Создание комфортной городской среды", утвержденной Минстроем России.

В составе Комплекса первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды также могут быть реализованы следующие <7>:

1) благоустройство объектов и обустройство инфраструктуры для обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения <8>, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств.

2) приведение в нормативное состояние объектов региональной и муниципальной собственности согласно перечню и графиков, утвержденных соответственно субъектом Российской Федерации и муниципалитетом.

3) событийное наполнение благоустраиваемых пространств.

4) создание инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству (принятие в муниципалитетах соответствующих порядков).

5) поощрение проектов по благоустройству, инициированных гражданами.

6) создание инструментов софинансирования проектов благоустройства гражданами (принятие соответствующих актов в муниципалитетах).

7) создание инфраструктуры спорта и отдыха (определяется по усмотрению региона).

8) благоустройство прилегающих к жилым домам территорий, в том числе дворов.

9) благоустройство популярных зон торговли.

10) формирование культурной ценности (идентичности) города.

11) создание пешеходной инфраструктуры.

12) создание инструментов повышения экономики муниципалитета - поддержка уличной торговли, услуг (ярмарки выходного дня и т.п.).

13) благоустройство пустырей и заброшенных зон в черте муниципалитета.

14) ликвидация домов, признанных аварийными и расселенных.

3. Разработана и внедрена система оценки качества городской среды в результате применения которой будет обеспечена возможность формирования индекса качества городской среды по следующим основным параметрам <9>:

- наличие правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям,

- наличие региональных (муниципальных) программ благоустройства,

- наличие инструментов общественного контроля и участия горожан в развитии муниципалитета,

- благоустройство городской инфраструктуры, дворовых территорий, объектов для маломобильных групп населения и иных объектов,

- вовлеченность граждан в реализацию проектов по благоустройству,

- наличие инфраструктуры спорта и отдыха,

- наличие идентичности города,

- благоустройство "знаковых городских объектов", популярных зон торговли,

- событийное наполнение создаваемых пространств,

- наличие реализованных проектов по благоустройству, включенных в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству,

- отбор и реализация проектов, инициированных гражданами и иные мероприятия.

Оценка проводится с обязательным участием граждан, экспертов, по ее результатам муниципалитету <10> присваивается индекс качества городской среды и осуществляется ранжирование по рейтингу благоустроенности, который будет публичен и доступен для всех заинтересованных лиц и будет призван стимулировать органы власти и самих граждан либо к улучшению состояния городской среды либо к ее поддержанию, если текущий рейтинг благоустроенности будет достаточным. На базе отранжированных муниципалитетов будет осуществлено ранжирование субъектов Российской Федерации.

4. В период с 2017 по 2020 годы, в том числе, по итогам проведения Минстроем России ежегодного конкурса лучших практик по реализации проектов по благоустройству сформирован Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству в составе не менее 400 фактически реализованных проектов по благоустройству, в том числе ежегодно по 100 проектов по благоустройству.

Описание модели функционирования результатов проектов

Обеспечение улучшения качества городской среды:

1. Принятие (актуализация действующих) новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям и принятие муниципальных программ благоустройства с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления:

- качественно изменит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами),

- запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами,

- запустит механизм финансового и (или) трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству,

- сформирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий на территории муниципальных образований и другое.

Благодаря созданию новой нормативной правовой базы на муниципальном уровне, отвечающей вышеуказанным требованиям, в Российской Федерации повсеместно будет создан механизм реализации мероприятий по благоустройству, отвечающий современным требованиям к созданию комфортной среды проживания граждан и предполагающий масштабное вовлечение граждан в реализацию указанных мероприятий, что позволит увеличить объем реализуемых мероприятий и реально улучшить качество среды проживания в населенных пунктах.

Будет построена модель реализации проектов по благоустройству, связывающая все уровни власти (федеральный, региональный, муниципальный) и непосредственно жителей и создающая четкую модель движения в реализации проекта с заранее обозначенными правилами отбора и поддержки проектов.

2. В рамках проекта (начиная с 2017 года) будет проведен сбор лучших практик реализации проектов по благоустройству от всех регионов, что позволит начать формирование и запуск функционирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству:

- продемонстрирует фактическую возможность реализации проектов по благоустройству,

- создаст основу для изучения и тиражирования положительного опыта,

- обеспечит информационную открытость и доступность лучших практик для всех заинтересованных лиц и особенно для инициативных граждан, которые хотели бы самостоятельно реализовывать проекты по благоустройству,

- создаст механизм поиска наиболее подходящего варианта решения проблемы благоустройства,

- простимулирует активность и вовлеченность граждан и организаций в реализацию проектов по благоустройству,

- окажет методологическую помощь в реализации проектов.

3. Созданная система оценки качества городской среды позволит обеспечить проведение на постоянной и системной основе оценки муниципальных образований, с вовлечением в эту работу самих граждан по итогам которой ежегодно будет составляться публичный рейтинг благоустроенности муниципалитетов Российской Федерации (далее - рейтинг благоустроенности городов).

Ежегодное составление рейтинга благоустроенности обеспечит привлечение внимания органов власти, граждан и общественности к решению одной из ключевых проблем современного состояния городской инфраструктуры - ее агрессивности и некомфортности для человека, в том числе:

- позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства конкретного муниципалитета;

- сделает публичными для граждан и общественности результаты работы органов власти в сфере благоустройства городской среды и создаст основу для оценки эффективности их работы в этой сфере;

- выявленные в результате рейтингования актуальные проблемы в сфере благоустройства будут положены в основу принятия управленческих решений органами власти при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение выявленных гражданами текущих проблем;

- позволит стимулировать самих граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципалитетов, в том числе финансово;

- обеспечит распространение лучших практик в сфере создания комфортной городской среды, начиная с 2019 года, в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.

4. Реализация на территории субъектов Российской Федерации в период 2017 - 2020 годов. Комплекса первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды, приведет к:

- формированию системы конкурсного отбора проектов по благоустройству, предполагающей отбор лучших и востребованных гражданами проектов;

- созданию базы флагманских проектов, представляющих собой примеры лучших практик реализации мероприятий по благоустройству по всей стране тем самым сформировав опыт, применимый для России и возможный к тиражированию;

- формированию качественной и современной муниципальной нормативной правовой базы по реализации мероприятий по благоустройству;

- качественному изменению части городского пространства на территориях реализации проектов, тем самым повышению качества городской среды на конкретной территории и демонстрации органам власти и гражданам возможности практической реализации таких мероприятий и их результатов, создав основу для дальнейшего стимулирования реализации мероприятий по благоустройству;

- формированию системы мониторинга исполнения мероприятий по благоустройству городской среды, реализуемых с участием средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом, предоставляемая федеральная субсидия поможет реализовать крупные региональные проекты (при их наличии), оказанная с регионального уровня помощь муниципалитетам поможет в реализации знаковых муниципальных проектов по благоустройству, что в свою очередь позволит на муниципальном уровне вовлечь в реализацию проектов по благоустройству непосредственно граждан и бизнес, в том числе путем поощрения инициированных проектов гражданами или бизнесом. Тем самым создается сквозная ("сверху вниз" и "снизу вверх") система вовлечения в процесс благоустройства конкретной территории и синхронизация действий власти, граждан и бизнеса.

Обучение представителей субъектов Российской Федерации и их последующее участие в реализации проектов сформирует в субъектах Российской Федерации центры современных компетенций по вопросам создания комфортной городской среды и создаст условия для дальнейшего тиражирования этих компетенций и реализации проектов по благоустройству с учетом современных требований.

--------------------------------

<1> Под проектом понимаются ежегодно отобранные Минстроем России и представленные субъектами Российской Федерации реализованные мероприятия (преимущественно комплекс реализованных мероприятий из числа альтернативных мероприятий, указанных в пункте 2 раздела "Результаты проекта" настоящего паспорта) в сфере благоустройства, прошедшие обсуждение и поддержанные гражданами, в том числе путем их софинансирования.

<2> За весь период реализации проекта указывается нарастающим итогом по отношению к базовому значению.

<3> В случае, если действующие на территории муниципального образования правила благоустройства по оценке субъекта Российской Федерации соответствуют установленным федеральным требованиям, их переутверждение (актуализация) не требуется.

<4> Указанное мероприятие реализуется в рамках муниципальных программ формирования комфортной городской среды, начиная с 2017 года.

<5> В рамках реализации этого мероприятия, включаемого в муниципальную программу благоустройства могут включаться различные объекты инфраструктуры комфорта (парки (скверы), набережные, центральные улицы, уборка свалок, "зоны гостеприимства" и т.п. объекты. Указанный перечень будет сформирован в методических рекомендациях по формированию региональных (муниципальных) программ благоустройства. При формировании перечня объектов будет предусмотрено предоставление преимущества объектам, находящимся на территории моногородов, а также муниципальных образований, участвующих в мероприятиях Чемпионата мира по футболу 2018 года.

<6> В муниципальных образованиях - получателях субсидии на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), определенных в качестве таковых субъектами Российской Федерации.

<7> Перечень может уточняться Минстроем России и более подробно будет прописан в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов по благоустройству.

<8> Конкретный набор объектов определяется муниципальным образованием и указывается в муниципальной программе благоустройства.

<9> Набор параметров может быть уточнен в результате формирования методики оценка качества городской среды.

<10> На первом этапе (2017 - 2018 годы) данное ранжирование будет осуществляться в отношении населенных пунктов с численностью 1000 и более человек).