4. Заключение договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым по соглашению сторон (включая цены по которым заключаются указанные договоры)

4. Заключение договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым по соглашению сторон (включая цены по которым заключаются указанные договоры).

Действующем законодательством предусмотрено несколько случаев, при которых возможно заключить договоры в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон.

I. В соответствии со статьей 12 Закона о теплоснабжении в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.

Указанное решение принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления и по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

Необходимо отметить, что для принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства:

1) наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения, при имеющейся технической возможности для подключения (технологического присоединения) к системе или системам теплоснабжения поселения или городского округа источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива;

2) отсутствие субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения;

3) ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива.

II. В соответствии с частями 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 01.01.2015 по 31.12.2017 по соглашению сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя правомерно устанавливать:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

При этом указанные цены должны быть не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Исключение составляют цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей. Такие цены (тарифы) подлежат государственному регулированию.

С 01.01.2018 цены (тарифы), указанные в пунктах 1, 2, 3, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч Гкал за 2017 год.

Согласно Закону о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются в отношении каждой организации, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Для потребителей, приобретающих тепловую энергию, производимую на источнике с установленной мощностью до десяти Гкал в час, или потребляющих менее пятидесяти тысяч Гкал в год, дата полной отмены тарифного регулирования будет определена по решению Правительства Российской Федерации (часть 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

При этом, согласно пункту 3.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон, а также договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам (тарифам), подлежащим регулированию, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и объем таких товаров в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми указанными договорами.

Таким образом, с 01.01.2018 года в отношении потребителей тепловой энергии, которые потребляют менее пятидесяти тысяч гигакалорий в год, органы регулирования принимают тарифные решения в установленном порядке, а при потреблении более пятидесяти тысяч гигакалорий в год потребитель и ресурсоснабжающая организация определяют цену договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по соглашению сторон.

Для потребителей, приобретающих тепловую энергию, производимую на источнике с установленной мощностью до десяти гигакалорий в час, или потребляющих менее пятидесяти тысяч гигакалорий в год, дата полной отмены тарифного регулирования будет определена по решению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, до 2018 года не согласование с органами регулирования субъекта Российской Федерации возможных тарифных последствий в случаях заключения договоров, указанных в частях 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, при рассмотрении жалоб хозяйствующих субъектов, может носить признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 13(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, в случае заключения договоров, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, организация в течение 10 календарных дней с даты заключения договора обязана уведомить об этом орган регулирования с указанием объемов тепловой энергии и (или) теплоносителя (с указанием вида и параметров теплоносителя), которые подлежат реализации в соответствии с таким договором, и даты начала исполнения обязательств по указанному договору.

III. Также возможность заключения договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, предусмотрена Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил нерегулируемый долгосрочный (на срок более чем 1 год) договор может быть заключен при соблюдении следующих условий:

- заключение нерегулируемого долгосрочного договора в отношении тепловой энергии, произведенной источниками тепловой энергии, введенными в эксплуатацию до 1 января 2010 г., не влечет за собой дополнительное увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 г.;

- существует технологическая возможность снабжения тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем от источников тепловой энергии потребителя тепловой энергии.

Справочно. При переходе на нерегулируемые договоры хозяйствующие субъекты обязаны обращаться к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации за заключением об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон (приказ ФСТ России от 22.02.2013 N 43).

В соответствии с пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 30.12.2015 N АД-П9-8971 Федеральной антимонопольной службе ежеквартально докладывает в Правительство Российской Федерации об организации мониторинга заключения договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым по соглашению сторон (включая цены, по которым заключаются указанные договоры).

В.Г.КОРОЛЕВ