Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.2. Оценки за фигуры

5.2. Оценки за фигуры.

5.2.1. Судьи по пилотажу при оценке выполнения фигур должны руководствоваться критериями судейства, принятыми Международной комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА, перевод с ежегодными уточнениями публикуется на сайте ФСС России).

Судьями должны приниматься во внимание следующие принципы:

- геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);

- точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в "Критериях судейства фигур высшего пилотажа";

- наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;

- выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах A, B, C. За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;

- при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;

- фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;

- за любую фигуру, начатую за судьями, дается нулевая оценка.

5.2.2. Отсутствие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры влечет за собой уменьшение оценки на 1 балл в каждом случае для каждой фигуры.

5.2.3. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).

До начала следующей фигуры участник должен исправить все ошибки в направлении и т.д. Если этого не делается, то за каждую последующую фигуру, содержащую ошибку, снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).

5.2.4. За все другие отклонения от требуемой геометрии (плоскость полета, направление, угол крена) оценка снижается на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°).

5.2.5. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос самолета прошел через требуемое положение и затем возвращен на него.

5.2.6. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:

- видимая разница - на один балл;

- длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 - на 2 балла;

- далее - до 3 баллов.

За основу берется длина первой выполненной линии.

Отсутствие линии до или после вращения штрафуется на 1 балл дополнительно. Если линий нет до и после вращения - снимается только 2 балла.

Если единственным вращением на линии является штопор, линия после него может быть выполнена любой длины. Если первым из вращений на линии является штопор, линия после второго вращения может быть выполнена любой длины.

5.2.7. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на один балл.

5.2.8. Критерии оценки виражей и петель с вращениями подразумевают равномерное расположение вращений по фигуре. Если предписанное количество вращений закончено до (после) нужной точки на фигуре, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° оставшегося сегмента виража или петли.

5.2.9. Несвязанные и противоположные вращения, включая таковые на виражах и штопор, должны быть выполнены как один непрерывный маневр; короткая остановка между вращениями должна быть минимальной, сравнимой с фиксацией при выполнении фиксированных вращений. Наличие линии между несвязанными или противоположными вращениями ведет к снижению оценки на 2 балла.

5.2.10. Оценка "0" выставляется за фигуру:

"численный ноль" (обозначается 0,0 в судейской записке):

- суммарное снижение оценки достигает 10 баллов.

"ноль по восприятию" судьи (обозначается PZ в судейской записке):

- судья ставит оценку "PZ", когда фигура не соответствует его понятию о выполнении элемента этой фигуры (штопорное вращение, штопор, скольжение на хвост и т.п.). Судья, поставивший "PZ", должен отметить в записке причину такой оценки.

"твердый ноль" - за фактическое отклонение, которое может быть подтверждено просмотром видеозаписи (HZ в судейской записке):

- любое отклонение от установленного направления превышает 90°;

- когда вращение наложено на вираж или петлю (п. 7.2.8):

- если вращение закончено, но 90° или более виража или петли еще надо выполнить;

- если вираж или петля выполнены, но 90° или более вращения еще надо выполнить.

- любое другое отклонение от геометрии фигуры (линии пути) положения самолета превышает 90°;

- пропущена установленная фигура или ее часть;

- выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (обычно форма "B" или "C");

- фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства;

- любая часть не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры, изменить их оценку с "HZ" на "A".

Судья обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка "H".

Если следующая за оцененной "0" фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.

Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи, оцениваются, за остальные участник получает "твердый ноль" (HZ).

5.2.11. Если участник выполняет фигуру внутри или вне зоны пилотирования (квадрата) таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.