4.4. Сварные соединения

4.4.1. После выработки паркового ресурса контроль сварных соединений методами ВК, УЗК, МПД (ЦД) и УЗТ проводится в объеме.

Для сварных соединений типа 1:

- 10% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С;

- 20% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.

Для сварных соединений типа 2:

- 50% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С;

- 100% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.

Примечания:

1. Угловые соединения сварных тройников контролируются в объеме 100% независимо от температуры эксплуатации.

2. Толщина стенки стыковых сварных соединений измеряется по основному металлу в пришовной зоне (в проточке) с каждой стороны шва в четырех точках равномерно по окружности трубы.

Толщина стенки угловых сварных соединений измеряется в четырех точках по периметру штуцера и в пяти точках основной трубы, четыре из которых равномерно расположены вдоль шва приварки штуцера, а одна - в точке трубы на пересечении с продолжением оси штуцера.

3. При выявлении недопустимых дефектов в сварных соединениях контроль соединений данного типа увеличивается до 100%.

4.4.2. При повторном обследовании и продлении ресурса паропровода (см. п. 1.7) контроль методами ВК, УЗК, МПД (ЦД) и УЗТ сварных соединений проводится в следующем объеме.

Для сварных соединений типа 1:

- 20% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С;

- 30% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.

Контролю подлежат сварные соединения, не проконтролированные при предыдущем обследовании.

Для сварных соединений типа 2:

- 50% сварных швов при температуре эксплуатации до 510 °С. Контролируются сварные соединения, не проверенные в ходе предыдущего обследования;

- 100% сварных швов при температуре эксплуатации 510 °С и выше.

4.4.3. Контроль твердости сварных соединений элементов из стали 15Х1М1Ф между собой и труб из стали 15Х1М1Ф с литыми деталями из стали 15Х1М1ФЛ по основному металлу и металлу шва проводится в объеме 100%.

Примечание. Контроль по п. п. 4.4.1 и 4.4.3 после выработки паркового ресурса паропровода можно не проводить, если этот контроль был выполнен в требуемом объеме не ранее, чем за 15 тыс. ч до проводимого обследования по поводу исчерпания паркового ресурса.

4.4.4. Анализ микроструктуры и микроповрежденности металла зон сварных соединений элементов паропроводов из стали 12МХ (12ХМ) и 15ХМ проводится в объеме.

Для сварных соединений типа 1 - два сварных соединения из наиболее слабых типоразмеров в составе паропровода.

Для сварных соединений типа 2 - 20%, но не менее двух штук с наименьшими значениями паркового ресурса.

Контроль рекомендуется выполнять для наиболее напряженных стыков и наиболее напряженных точек в их сечении по результатам поверочного расчета паропровода от совместного действия всех нагружающих факторов. При отсутствии указанного расчета контроль микроструктуры и микроповрежденности выполняется в четырех точках сечения, равномерно расположенных по периметру.

Примечание. При наличии сварных тройниковых соединений контроль микроповрежденности проводится не менее, чем на половине их количества; при этом равнопроходные сварные тройники контролируются в объеме 100%.

4.4.5. Металлографический анализ и контроль микроповрежденности сварных соединений элементов из стали марок 12Х1МФ и 15Х1М1Ф рекомендуется выполнять в зависимости от конструкционного, технологического и эксплуатационного факторов в объеме, определяемом согласно таблице 1. Рекомендуемые места и зоны контроля указаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

ОБЪЕМ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТАЛЛОГРАФИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПАРОПРОВОДОВ ИЗ СТАЛЕЙ

12Х1МФ И 15Х1М1Ф В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТРУКЦИОННОГО

И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ

┌────────┬──────────────┬─────────────────────────────┬─────────────────┐

│Тип │Параметр кон- │ Значение параметра/ │Место расположе- │

│сварного│струкционной │ Объем контроля, % │ния сварного сое-│

│соедине-│прочности │ │динения на трассе│

│ния │(ПКП) │ │трубопровода │

├────────┼──────────────┼────────────┬─────────┬──────┼─────────────────┤

│ТСС, ШСС│\ к к │1,0 - 1,2 │1,2 - 1,5│>= 1,5│На любом участке,│

│ │ \ S / S или│ │ │ │но в первую оче- │

│ │ \ 0 │ │ │ │редь в районе пе-│

│ │ \ ш ш │ │ │ │ремычек и пуско- │

│ │ \S / S │ │ │ │регулирующей │

│ │ \ 0 │ │ │ │арматуры и уст- │

│ │ \ │ │ │ │ройств │

│ │ \ │ │ │ │ │

│ │ d \ │ │ │ │ │

│ │ 0 \ │ │ │ │ │

│ │-------- \ │ │ │ │ │

│ │ к к \ │ │ │ │ │

│ │D - 2S \ │ │ │ │ │

│ │ н ф \│ │ │ │ │

│ ├──────────────┼────────────┼─────────┼──────┤ │

│ │>= 0,75 │100 │100 │50 │ │

│ ├──────────────┼────────────┼─────────┼──────┤ │

│ │< 0,75 │75 │50 │30 │ │

├────────┼──────────────┼────────────┼─────────┼──────┼─────────────────┤

│ССС │S / S │<= 1,0 - 1,2│1,2 - 1,5│>= 1,5│То же и вблизи │

│ ртэ │ у 0 ├────────────┼─────────┼──────┤расположения не- │

│ССС │ │60 │40 │20 │подвижных опор │

│ кп │ │ │ │ │ │

├────────┼──────────────┼────────────┼─────────┼──────┼─────────────────┤

│ССС │S / S │<= 1,0 - 1,2│1,2 - 1,5│>= 1,5│Вблизи неподвиж- │

│ │ у 0 ├────────────┼─────────┼──────│ных опор и на пе-│

│ │ │20 │15 │10 │ремычках в местах│

│ │ │ │ │ │примыкания к │

│ │ │ │ │ │тройникам │

└────────┴──────────────┴────────────┴─────────┴──────┴─────────────────┘

Примечания:

1. Для ТСС и ШСС группа контроля выбирается по наименьшему

к к ш ш

значению из S / S и S / S .

0 0

2. Первоочередному контролю подлежат сварные соединения,

характеризующиеся следующими особенностями:

соединения с разупрочненным металлом шва гамма < 1, где

мш

гамма = НВ / НВ ;

мш мш ом

соединения с ремонтными подварками.

3. Условные обозначения:

ТСС, ШСС - тройниковые и штуцерные сварные соединения;

ССС, ССС , ССС - стыковые сварные соединения труб

ртэ кп

одинакового типоразмера, разнотолщинных трубных элементов и труб с

коническими переходами соответственно;

к ш

S и S - номинальная толщина стенки корпуса и штуцера

тройника соответственно (в районе углового шва);

к ш

S , S , S - расчетная толщина стенки корпуса тройника,

0 0 0

штуцера и трубного элемента соответственно;

d - диаметр отверстия в корпусе тройника под штуцер;

0

к

D - наружный диаметр корпуса тройника;

н

к

S - фактическая толщина стенки корпуса тройника в зоне

ф

углового шва;

S - утоненная расточкой под накладные кольца толщина стенки

у

трубных элементов;

НВ , НВ - твердость металла шва и основного металла

мш ом

соответственно.

4. Расчетная толщина стенки определяется для расчетных

параметров на планируемый срок продления эксплуатации

(индивидуальный ресурс).

4.4.6. При обнаружении недопустимых дефектов в сварных соединениях по результатам их неразрушающего контроля или анализа микроповрежденности, а также при выявленных отклонениях в состоянии или нагрузках элементов опорно-подвесной системы, или имевших место разрушениях сварных соединений, или элементов ОПС, объем сварных соединений, подлежащих металлографическому анализу и контролю микроповрежденности, увеличивается не менее, чем в 2 раза.

Таблица 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗОНЫ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПАРОПРОВОДОВ

ДЛЯ МЕТАЛЛОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОДОМ РЕПЛИК (СРЕЗОВ

МЕТАЛЛА ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕНОСНЫХ ОПТИЧЕСКИХ МИКРОСКОПОВ)

┌────────────────┬─────────┬───────┬────────┬────────────────────┐

│Эскиз сварного │Тип свар-│ Номер │ Зона │ Признак по выбору │

│соединения │ного сое-│сечения│контроля│ зон контроля │

│(стрелкой указа-│динения │ │ <*> │ │

│но направление │ │ │ │ │

│пара) (эскизы не│ │ │ │ │

│приводятся) │ │ │ │ │

├────────────────┼─────────┼───────┼────────┼────────────────────┤

│ │ССС │I, II, │1, 2, 3,│Сечение выбирается │

│ │ │III │4 │одно из I - III в │

│ │ │ │ │зависимости от │

│ │ │ │ │гамма , S / S , n и│

│ │ │ │ │ мш 0 │

│ │ │ │ │места сварного сое- │

│ │ │ │ │динения на трассе │

│ │ │ │ │паропровода │

├────────────────┼─────────┼───────┼────────┼────────────────────┤

│ │ССС │I, II, │1, 2, 3,│Преимущественно се- │

│ │ ртэ │III │4 │чение I; выбор ос- │

│ │(ССС ) │ │ │тальных сечений │

│ │ кп │ │ │(II, III) проводится│

│ │ │ │ │факультативно по │

│ │ │ │ │признакам аналогично│

│ │ │ │ │подходу для ССС │

├────────────────┼─────────┼───────┼────────┼────────────────────┤

│ │ТСС, ШСС │I, II, │Преиму- │Преимущественно се- │

│ │ │III, IV│ществен-│чение I; остальные │

│ │ │ │но А , │сечения выбираются │

│ │ │ │ 1 │факультативно в за- │

│ │ │ │А . Да- │висимости от │

│ │ │ │ 2 │гамма S / S , │

│ │ │ │лее В и│ мш, 0 │

│ │ │ │ 1 │ ш к │

│ │ │ │В │бета / бета и │

│ │ │ │ 2 │ │

│ │ │ │ │ d │

│ │ │ │ │ 0 │

│ │ │ │ │ -------- │

│ │ │ │ │ к к │

│ │ │ │ │ D - 2S │

│ │ │ │ │ н ф │

│ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │и места ТСС (ШСС) на│

│ │ │ │ │трассе паропровода │

└────────────────┴─────────┴───────┴────────┴────────────────────┘

--------------------------------

<*> Одна площадка контроля - обязательно; остальные - факультативно.

Примечание. Условные обозначения:

гамма - разупрочнение (упрочнение) металла шва, гамма =

мш мш

= НВ / НВ ;

мш ом

S / S - запас по толщине стенки;

0

к к

d / (D - 2 х S ) - согласно таблице 1;

0 н ф

n - запас прочности;

ш к

d D р х D

ш н к н н

бета = ---; бета = ---; S = ---------------,

ш к 0 2 х [сигма] + р

d D

вн вн

где:

р - давление пара, МПа;

[сигма] - допускаемые напряжения на сталь, МПа.