33.78. Попадание дождя и града

(a) Все двигатели

(1) Попадание больших градин (удельной плотностью 0,8 - 0,9) при максимальной фактической скорости полета типичного воздушного судна в турбулентной атмосфере вплоть до высоты 4500 м при работе двигателя на максимальной продолжительной мощности не должно вызывать недопустимого механического повреждения или недопустимой потери мощности или тяги после попадания или требовать выключения двигателя. Одна половина общего количества градин должна быть направлена в произвольную зону площади входа, а вторая половина - в критическую зону площади входа. Засасывание градин должно осуществляться быстро, чтобы имитировать попадание в град, а количество и размер градин должны определяться следующим образом:

(i) Одна градина диаметром 25 мм - для двигателей, площадь входа которых не более 645 см2;

(ii) Одна градина диаметром 25 мм и одна градина диаметром 50 мм - на каждые 968 см2 площади входа; одна градина диаметром 50 мм - на оставшуюся часть площади входа менее 968 см2 и для двигателей, площадь входа которых более 645 см2.

(2) Кроме соответствия требованиям п. (a)(1) данного параграфа и за исключением случая, оговоренного в п. (b) данного параграфа, должно быть продемонстрировано, что каждый двигатель способен сохранять приемлемое функционирование в указанном эксплуатационном диапазоне после внезапного попадания в условия, соответствующие стандартным сертификационным концентрациям дождя и града, определенным в Приложении B. Приемлемое функционирование двигателя не допускает срыва пламени, останова, длительного помпажа или срыва потока, а также потерю возможности восстановления режима при помпаже или срыве или потерю возможности приемистости и дросселирования в течение любого 3-минутного периода при дожде и в течение 30 с - при граде. После попадания должно быть продемонстрировано отсутствие какого-либо недопустимого механического повреждения, недопустимой потери мощности или других отрицательных явлений на двигателе.

(b) Вертолетные двигатели

В качестве альтернативы требованиям, указанным в п. (a)(2) данного параграфа, только для ГТД, устанавливаемых на вертолетах, должно быть показано, что каждый двигатель способен сохранять приемлемое функционирование во время и после дождя при содержании воды в потоке воздуха не менее 4% по массе и равномерном распределении воды по площади входа. Приемлемое функционирование двигателя не допускает срыва пламени, останова, длительного помпажа или срыва потока, а также нарушения возможности восстановления режима при помпаже или срыве или потерю возможности приемистости и дросселирования. Кроме того, после попадания должно быть продемонстрировано отсутствие какого-либо недопустимого механического повреждения, недопустимой потери мощности или других отрицательных явлений на двигателе.

Испытание на попадание дождя должно происходить в следующих статических условиях на земле:

(1) Работа на установившемся режиме взлетной мощности без попадания дождя, затем внезапное попадание в зону дождя при работе на взлетной мощности в течение 3 мин.; затем

(2) Продолжение попадания дождя при быстром сбросе газа до земного малого газа; затем

(3) Продолжение попадания дождя в течение 3 мин. при минимальной сертифицируемой полетной мощности на малом газе; затем

(4) Продолжение попадания дождя при быстрой приемистости до взлетной мощности.

(c) [Зарезервирован]

(d) Двигатель, оборудованный защитным устройством или требующий его применения

Компетентный орган может полностью или частично отменить проведение демонстрации возможностей двигателя при попадании дождя и града, согласно пп. (a), (b) и (c) данного параграфа, если Заявитель покажет, что:

(1) Рассматриваемые дождь и град по своим размерам не проходят через защитное устройство.

(2) Защитное устройство выдержит удар рассматриваемых дождя и града.

(3) Рассматриваемые дождь и град, задержанные защитным устройством, не будут препятствовать потоку воздуха, поступающего в двигатель, и приводить к повреждению, потере мощности или тяги или другому отрицательному явлению на двигателе сверх того, что допустимо согласно пп. (a) и (b) данного параграфа.