33.87. Длительное испытание

(a) Общие требования

Двигатель должен пройти длительное испытание общей продолжительностью 150 ч, включающее, в зависимости от типа и назначения двигателя, одну из серий этапов, установленных в пп. (b) - (g) данного параграфа. Для двигателей, испытываемых в соответствии с пп. (b), (c), (d), (e) или (g) данного параграфа, предписываемый 6-часовой этап испытания должен быть проведен 25 раз для завершения требуемых 150 ч наработки.

Двигатели, для которых требуются режимы установленной 30-секундной и установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе, должны быть испытаны согласно п. (f) данного параграфа.

Проводимое испытание должно удовлетворять следующим требованиям:

(1) Этапы должны проводиться в таком порядке, который Компетентный орган сочтет целесообразным для конкретного двигателя, предъявляемого на испытание.

(2) Автоматическая система управления, которая является частью двигателя, должна обеспечивать управление двигателем в течение длительного испытания, за исключением тех случаев, когда автоматическое управление обычно пересиливается ручным или когда для проведения определенного вида испытания устанавливается ручное управление.

(3) За исключением требований, предусмотренных п. (a)(5) данного параграфа, при проведении испытания мощность или тяга, температура газа, частота вращения ротора и температура наружных поверхностей двигателя, если они ограничиваются, должны составлять по крайней мере 100% величины, установленной для тех конкретных режимов работы двигателя, которые проверяются в этот момент. Если все параметры не могут быть одновременно выдержаны на уровне 100%, то должно быть проведено более одного испытания.

(4) Испытание должно проводиться с использованием топлива, масла и гидравлической жидкости, которые отвечают спецификациям, установленным в соответствии с 33.7(c).

(5) Максимальный отбор воздуха для нужд двигателя и воздушного судна должен производиться в течение по меньшей мере одной пятой части этапов за исключением испытания, требуемого согласно 33.87(f), при условии, что под угрозу не ставится достоверность результатов испытания. Однако при проведении испытания на этих этапах мощность, тяга или частота вращения вала ротора могут составлять менее 100% величины, установленной для тех конкретных режимов работы, которые проверяются в этот момент, если Компетентный орган признает, что достоверность длительного испытания при этом не подвергается сомнению.

(6) Каждый привод агрегата и узел присоединения должны быть нагружены в соответствии с пп. (a)(6)(i) и (ii) данного параграфа, за исключением того, что разрешается в п. (a)(6)(iii) для испытания, требуемого согласно п. (f) данного параграфа.

(i) Нагрузка, налагаемая каждым агрегатом, который используется только для обслуживания воздушного судна, должна быть равна предельной нагрузке, указанной Заявителем для привода и места присоединения агрегата во время работы на режиме установленной максимальной продолжительной мощности или тяги и с наивысшей выходной мощностью агрегата.

(ii) Длительное испытание любого привода агрегата и узла его присоединения под нагрузкой может быть выполнено на отдельной установке, если необходимость такого испытания подтверждена обоснованным расчетом.

(iii) От Заявителя не требуется нагружать приводы агрегатов и узлы их присоединения при выполнении испытаний согласно пп. (f)(1) - (8) данного параграфа, если Заявитель может обосновать, что отсутствует значительное влияние на долговечность любого привода агрегата или компонента двигателя. Однако Заявитель должен прибавить мощность, эквивалентную требуемой для отбора мощности от силовой турбины, к мощности на валу двигателя.

(7) В течение испытания при любой установленной мощности или тяге температура газа и температура масла на входе должны поддерживаться при предельных значениях для данного режима, кроме случая, когда испытание проводится периодами не более 5 мин. и отсутствуют условия для стабилизации температуры. По меньшей мере один этап испытания должен быть проведен с топливом, маслом и гидравлической жидкостью при минимальном давлении, и по меньшей мере один этап должен быть проведен с топливом, маслом и гидравлической жидкостью при предельно максимальном давлении и с температурой жидкости, сниженной до уровня, позволяющего получить максимальное давление.

Один этап должен быть выполнен при минимальном давлении масла на входе в двигатель, установленном на режиме установленной максимальной продолжительной мощности или тяги.

(8) Если число случаев превышения частоты вращения валов роторов, либо превышения температуры газа, либо превышение крутящего момента при переменных процессах ограничивается, то приемистость, требуемая пп. (b) - (g) данного параграфа, должна осуществляться при максимальных превышениях частоты вращения, температуры или крутящего момента. Если число случаев не ограничивается, то половина требуемых приемистостей должна осуществляться при максимальных превышениях частоты вращения, температуры или крутящего момента.

(9) [Зарезервирован]

(b) Двигатели, за исключением двигателей для вертолетов

Двигатели, за исключением двигателей вертолетов, требования к режимам испытания которых изложены в пп. (c), (d) или (e) данного параграфа, должны быть испытаны Заявителем в каждом 6-часовом этапе следующим образом:

(1) Режим установленной взлетной мощности или тяги и режим малого газа:

1 ч чередующимися 5-минутными периодами на режимах установленной взлетной мощности или тяги и режиме малого газа. Мощность или тяга, развиваемая двигателем на режиме установленной взлетной мощности или тяги и на режиме малого газа, и соответствующие им частоты вращения ротора и температуры газа должны устанавливаться системой управления двигателем в соответствии с программой, разработанной Заявителем. Для проверки данных о характеристиках двигателя Заявитель может в течение любого одного периода регулировать частоту вращения ротора, мощность или тягу с помощью ручного управления.

Для двигателей с форсированными взлетными режимами по мощности (тяге), у которых при форсировании происходит повышение температуры газа перед турбиной, частоты вращения ротора или мощности на валу, этот период работы на режиме установленной взлетной мощности должен проводиться при форсировании мощности (тяги).

Для двигателей с форсированными взлетными режимами по мощности, которые не вызывают их существенного нагружения, число периодов, проводимых на форсированных режимах, определяется Компетентным органом.

При изменении режима работы после завершения каждого периода испытания перемещение рычага управления двигателем должно производиться в соответствии с требованиями п. (b)(5) данного параграфа.

(2) Режимы установленной максимальной продолжительной и установленной взлетной мощности или тяги - 30 мин. на:

(i) режиме установленной максимальной продолжительной мощности или тяги во время проведения 15 из 25 6-часовых этапов длительного испытания;

(ii) режиме установленной взлетной мощности или тяги во время проведения 10 из 25 6-часовых этапов длительного испытания.

(3) Режимы установленной максимальной продолжительной мощности или тяги:

1 ч 30 мин. на режиме установленной максимальной продолжительной мощности или тяги.

(4) Промежуточные режимы крейсерской мощности или тяги:

2 ч 30 мин. ступенями одинаковой длительности при последовательных положениях рычага управления двигателем, соответствующих по крайней мере 15 равным приращениям частоты вращения ротора между частотами вращения, соответствующими земному или минимальному малому газу и режиму установленной максимальной продолжительной мощности или тяги. У двигателей, работающих при постоянной частоте вращения ротора, можно вместо частоты вращения варьировать мощность или тягу. Если в диапазоне режимов от земного малого газа до режима установленной максимальной продолжительной мощности или тяги имеются значительные пиковые вибрации, то число выбранных приращений может быть изменено так, чтобы увеличить время работы при пиковых вибрациях при условии, что это время не будет превышать 50% общего времени, предназначенного для работы на промежуточных режимах.

(5) Приемистости и дросселирования:

6 циклов приемистости и дросселирования общей продолжительностью 30 мин.; при этом каждый цикл должен состоять из приемистости от мощности или тяги малого газа до режима установленной взлетной мощности или тяги и выдерживания РУД в этом положении в течение 30 с и в положении, соответствующем режиму малого газа, в течение примерно 4,5 мин. При выполнении требований данного пункта РУД должен переводиться из одного крайнего положения в другое не более чем за 1 с, кроме тех случаев, когда предусмотрены другие операции управления, требующие перемещения РУД из одного крайнего положения в другое за более продолжительный период времени, но не более 2 с.

(6) Запуски:

За период 150-часового испытания должно быть проведено 100 запусков, из которых 25 запусков должны проводиться не ранее чем через 2 ч после выключения двигателя. Должно быть выполнено не менее 10 ложных запусков с паузой в течение устанавливаемого Заявителем минимального времени дренажа топлива перед попыткой нормального запуска. Должно быть проведено не менее 10 нормальных повторных запусков не позже чем через 15 мин. после выключения двигателя. Остальные запуски могут быть выполнены после окончания длительного 150-часового испытания.

(c) Вертолетные двигатели, для которых требуется режим установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе

Каждый вертолетный двигатель, для которого требуется режим установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе, должен быть испытан Заявителем в каждом 6-часовом этапе следующим образом:

(1) Режим установленной взлетной мощности и режим малого газа:

1 ч чередующимися 5-минутными периодами на режимах установленной взлетной мощности и режиме малого газа.

Мощности, развиваемые двигателем на режиме установленной взлетной мощности и на режиме малого газа, и соответствующие им частоты вращения ротора и температуры газа должны устанавливаться системой управления двигателем в соответствии с программой, разработанной Заявителем. Для проверки данных о характеристиках двигателя в течение любого одного периода частота вращения ротора и мощность могут регулироваться вручную.

Для двигателей с форсированными взлетными режимами по мощности, у которых при форсировании происходит повышение температуры газа перед турбиной, частоты вращения ротора или мощности на валу, этот период работы на режиме установленной взлетной мощности должен проводиться при форсировании мощности.

При изменении режима работы после завершения каждого периода испытания перемещение рычага управления двигателем должно производиться в соответствии с требованиями п. (c)(5) данного параграфа.

(2) Установленная максимальная продолжительная мощность и установленная взлетная мощность - 30 мин. при:

(i) установленной максимальной продолжительной мощности во время 15 из 25 6-часовых циклов длительного испытания; и

(ii) установленной взлетной мощности во время 10 из 25 6-часовых циклов длительного испытания.

(3) Установленная максимальная продолжительная мощность - 1 ч при установленной максимальной продолжительной мощности.

(4) Установленная 30-минутная мощность при одном неработающем двигателе - 30 мин. при установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе.

(5) Промежуточные режимы крейсерской мощности:

2 ч 30 мин. ступенями одинаковой длительности при последовательных положениях РУД, соответствующих по крайней мере 15 равным приращениям частоты вращения ротора между частотами вращения, соответствующими земному или минимальному малому газу и установленному максимальному продолжительному режиму. У двигателей, работающих при постоянной частоте вращения ротора, можно вместо частоты вращения варьировать мощность. Если в диапазоне режимов от режима земного малого газа до режима установленной максимальной продолжительной мощности имеются значительные пиковые вибрации, то число выбранных приращений должно быть изменено так, чтобы увеличить время работы при пиковых вибрациях при условии, что это время не будет превышать 50% общего времени, предназначенного для работы на промежуточных режимах.

(6) Приемистости и дросселирования:

6 циклов приемистости и дросселирования общей продолжительностью 30 мин., при этом каждый цикл должен состоять из приемистости от мощности, соответствующей режиму малого газа, до режима установленной взлетной мощности и выдерживания РУД в этом положении в течение 30 с и в положении, соответствующем режиму малого газа, в течение примерно 4,5 мин. При выполнении требований данного пункта РУД должен переводиться из одного крайнего положения в другое не более чем за 1 с, кроме тех случаев, когда предусмотрены другие операции управления, требующие перемещения РУД из одного крайнего положения в другое за более продолжительный период времени, но не более 2 с.

(7) Запуски:

За период 150-часового испытания должно быть проведено 100 запусков, из которых 25 запусков должны проводиться не ранее чем через 2 ч после выключения двигателя. Должно быть выполнено не менее 10 ложных запусков с паузой в течение устанавливаемого Заявителем минимального времени дренажа топлива перед попыткой нормального запуска. Должно быть проведено не менее 10 нормальных повторных запусков не позже чем через 15 мин. после выключения двигателя. Остальные запуски могут быть выполнены после окончания длительного 150-часового испытания.

(d) Вертолетные двигатели, для которых требуется режим установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе

Каждый вертолетный двигатель, для которого требуется режим установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе, должен быть испытан Заявителем в каждом 6-часовом этапе следующим образом:

(1) Режим установленной взлетной мощности и режим малого газа:

1 ч чередующимися 5-минутными периодами на режиме установленной взлетной мощности и режиме малого газа.

Мощности, развиваемые двигателем на режиме установленной взлетной мощности и режиме малого газа, и соответствующие им частоты вращения ротора и температуры газа должны устанавливаться системой управления двигателем в соответствии с программой, разработанной Заявителем. Для проверки данных о характеристиках двигателя в течение любого одного периода частота вращения ротора и мощность могут регулироваться вручную.

Для двигателей с форсированными взлетными режимами по мощности, у которых при форсировании происходит повышение температуры газа перед турбиной, частоты вращения ротора или мощности на валу, этот период работы на режиме установленной взлетной мощности должен проводиться при форсировании мощности.

При изменении режима работы после завершения каждого периода испытания перемещение рычага управления двигателем должно производиться в соответствии с требованиями п. (c)(5) данного параграфа.

(2) Режимы установленной максимальной продолжительной мощности и установленной взлетной мощности - 30 мин. на:

(i) режиме установленной максимальной продолжительной мощности во время проведения 15 из 25 6-часовых этапов длительного испытания;

(ii) режиме установленной взлетной мощности в течение 10 из 25 6-часовых этапов длительного испытания.

(3) Режим установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе:

1 ч на режиме установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе.

(4) Режим установленной максимальной продолжительной мощности:

1 ч на режиме установленной максимальной продолжительной мощности.

(5) Промежуточные режимы крейсерской мощности:

2 ч ступенями одинаковой длительности при последовательных положениях РУД, соответствующих по крайней мере 12 равным приращениям частоты вращения ротора, между частотами вращения, соответствующими земному или минимальному малому газу и режиму установленной максимальной продолжительной мощности. В двигателях, работающих при постоянной частоте вращения ротора, можно вместо частоты вращения варьировать мощность. Если в диапазоне режимов от земного малого газа до режима установленной максимальной продолжительной мощности имеются значительные пиковые вибрации, то число выбранных приращений должно быть изменено так, чтобы увеличить время работы при пиковых вибрациях, при условии, что это время не будет превышать 50% общего времени, предназначенного для работы на промежуточных режимах.

(6) Приемистости и дросселирования:

6 циклов приемистости и дросселирования общей продолжительностью 30 мин., при этом каждый цикл должен состоять из приемистости от мощности, соответствующей режиму малого газа, до режима установленной взлетной мощности и выдерживания РУД в этом положении в течение 30 с и в положении, соответствующем режиму малого газа, в течение примерно 4,5 мин. При выполнении требований данного пункта РУД должен переводиться из одного крайнего положения в другое не более чем за 1 с, кроме тех случаев, когда предусмотрены другие операции управления, требующие перемещения РУД из одного крайнего положения в другое за более продолжительный период времени, но не более 2 с.

(7) Запуски:

За период 150-часового испытания должно быть проведено 100 запусков, из которых 25 запусков должны проводиться не ранее чем через 2 ч после выключения двигателя. Должно быть выполнено не менее 10 ложных запусков двигателя с паузой в течение устанавливаемого Заявителем минимального времени дренажа топлива перед попыткой нормального запуска. Должно быть проведено не менее 10 нормальных повторных запусков не позже чем через 15 мин. после выключения двигателя. Остальные запуски могут быть выполнены после окончания длительного 150-часового испытания.

(e) Вертолетные двигатели, для которых требуется режим установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе

Каждый вертолетный двигатель, для которого требуется режим установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе, должен быть испытан Заявителем в каждом 6-часовом этапе следующим образом:

(1) Режим установленной взлетной мощности, режим установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе и режим малого газа:

1 ч чередующимися 5-минутными периодами на режиме установленной взлетной мощности и режиме малого газа, кроме 3-го и 6-го периодов, в течение которых двигатель должен работать 2,5 мин. на режиме установленной взлетной мощности, и оставшиеся 2,5 мин. - на режиме установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе.

Мощности, развиваемые двигателем на режиме установленной взлетной мощности, режиме установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе и на режиме малого газа, и соответствующие им частоты вращения ротора и температуры газа перед турбиной должны устанавливаться системой управления двигателем в соответствии с программой, разработанной Заявителем. Для проверки данных о характеристиках двигателя Заявитель может в течение любого одного периода регулировать вручную частоту вращения двигателя и мощность.

Для двигателей с форсированными взлетными режимами по мощности, у которых при форсировании происходит повышение температуры газа перед турбиной, частоты вращения ротора или мощности на валу, этот период работы на режиме установленной взлетной мощности должен проводиться при форсировании мощности.

При изменении режима работы в течение каждого периода или после его завершения перемещение рычага управления двигателем должно производиться в соответствии с требованиями п. (d)(6) данного параграфа.

(2) Испытания, требуемые применения пп. (b)(2) - (6) или пп. (c)(2) - (6), или (d)(2) - (7) данного параграфа, за исключением того, что в одном из 6-часовых этапов последние 5 мин. 30-минутного периода испытания на установленной взлетной мощности по (b)(2), либо 30-минутного периода испытания на установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе по (c)(2), либо одночасового периода испытаний на установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе по (d)(3), должны проводиться на режиме установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе.

(f) Вертолетные двигатели, для которых требуются режимы установленной 30-секундной мощности и установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе

Каждый вертолетный двигатель, для которого требуются режимы установленной 30-секундной мощности и установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе, после завершения испытания согласно пп. (b), (c), (d) или (e) данного параграфа, может быть разобран Заявителем до такой степени, которая необходима для показа соответствия требованиям 33.93(a). Испытанный двигатель должен быть затем повторно собран, с использованием тех же самых узлов, которые применялись при испытании согласно пп. (b), (c), (d) или (e) данного параграфа, за исключением тех узлов, которые обозначены в Документации по поддержанию летной годности как комплектующие. Дополнительно, испытание, требуемое в пп. (f)(1) - (8) данного параграфа, должно выполняться непрерывно. Если во время этого испытания имеет место остановка, прерванная последовательность должна быть повторена, если Заявитель не покажет, что жесткость испытания не снизится, если последовательность будет продолжена. Затем Заявитель должен 4 раза провести следующую серию этапов испытания общей продолжительностью не менее 120 мин.:

(1) Установленная взлетная мощность:

3 мин. на режиме установленной взлетной мощности.

(2) Установленная 30-секундная мощность при одном неработающем двигателе:

30 с на режиме установленной 30-секундной мощности при одном неработающем двигателе.

(3) Установленная 2-минутная мощность при одном неработающем двигателе:

2 мин. на режиме установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе.

(4) Установленная 30-минутная мощность и установленная продолжительная мощность при одном неработающем двигателе:

5 мин. на режиме установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе, установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе или установленной максимальной продолжительной мощности, в зависимости от того, какая больше, за исключением того, что в течение первой серии испытаний продолжительность этого этапа должна быть 65 мин. Однако если наибольшей является установленная 30-минутная мощность при одном неработающем двигателе, тогда 65-минутный период должен состоять из 30 мин. на установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе, за которыми следует 35 мин. при наибольшей из: установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе или установленной максимальной продолжительной мощности.

(5) 50% установленной взлетной мощности:

1 мин. на режиме 50% установленной взлетной мощности.

(6) Установленная 30-секундная мощность при одном неработающем двигателе:

30 с на режиме установленной 30-секундной мощности при одном неработающем двигателе.

(7) Установленная 2-минутная мощность при одном неработающем двигателе:

2 мин. на режиме установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе.

(8) Малый газ:

1 мин. на режиме полетного малого газа.

(g) [Зарезервирован]