33.83. Вибрационное испытание

(a) Двигатель должен пройти вибрационное испытание для установления того, что вибрационные характеристики узлов, которые могут подвергаться вибрационным возбуждениям, вызванным механическими или аэродинамическими силами, являются приемлемыми во всем установленном диапазоне условий полета. Испытание двигателя должно основываться на соответствующей комбинации опыта, расчета и испытаний узлов и деталей, из которых как минимум должны испытываться рабочие лопатки, направляющие лопатки, диски ротора, проставки и валы ротора.

(b) Испытание должны охватывать диапазоны мощности или тяги и как физической, так и приведенной частот вращения для каждой системы ротора, соответствующие работе во всем диапазоне условий окружающей среды в установленном диапазоне условий полета от минимальной частоты вращения до 103% максимальной физической и приведенной частоты вращения, разрешенной для периодов работы продолжительностью 2 или более минут, и до 100% всех других разрешенных физических и приведенных частот вращения, включая превышения частоты вращения. Если происходит индикация пиков напряжения при наибольшей требуемой физической или приведенной частоте вращения, то следует расширить диапазон испытаний для выявления имеющихся максимальных значений напряжения, причем это расширение не должно выходить за указанные границы частот вращения более чем на 2%.

(c) Должны быть оценены:

(1) Влияние на вибрационные характеристики запланированных изменений (включая допуски) в регулировке угла поворота направляющих лопаток, в отборах от компрессора, нагружении агрегатов, а также в наиболее неблагоприятных заявленных Изготовителем искажениях потока на входе и наиболее неблагоприятных условиях в выходном канале (каналах) и при использовании реверсивного устройства; и

(2) Аэродинамический и аэромеханический факторы, которые могут вызывать или усиливать флаттер систем, подверженных этому виду вибрации.

(d) За исключением случая, указанного в п. (e) данного параграфа, вибрационные напряжения, обусловленные вибрационными характеристиками, определенными согласно данному параграфу, в сочетании с соответствующими статическими напряжениями, должны быть меньше, чем пределы выносливости рассматриваемых материалов, с учетом условий эксплуатации и допустимых изменений свойств материалов. Соответствие запасов прочности каждой оцениваемой детали должно быть подтверждено. Если определено, что некоторые эксплуатационные режимы или диапазоны должны быть ограничены, то должны быть установлены эти ограничения к условиям эксплуатации и компоновке силовой установки.

(e) Влияние на вибрационные характеристики возбуждающих сил, вызванных отказными условиями (такими, как дисбаланс, локальные закупорка или расширение каналов лопаток статора, закупорка топливной форсунки, неправильная регулировка компрессора и т.д., но не только ими), должно быть оценено путем испытания или анализа, или ссылкой на предыдущий опыт, и должно быть показано, что оно не создает опасных условий.

(f) Соответствие требованиям данного параграфа должно быть подтверждено для каждой конкретной компоновки силовой установки, которая может отрицательно воздействовать на вибрационные характеристики двигателя. Если это влияние на вибрации нельзя полностью исследовать при сертификации двигателя, то методы, с помощью которых они могут быть оценены, и методы, с помощью которых можно показать соответствие, должны быть подтверждены и определены в Документации по установке и эксплуатации двигателя.