Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

РАССМОТРЕНИЕ МЕХАНИКИ РАЗРУШЕНИЯ

VI.18. Механическое свойство материала, характеризующее его

сопротивляемость неустойчивому росту трещин из существующих

трещинообразных дефектов, называется его начальной вязкостью

разрушения. Измерение этого свойства в зависимости от температуры

и скорости нагружения позволяет проследить переход от хрупкого к

пластичному поведению для тех материалов, у которых есть подобие

температуры перехода нулевой пластичности. В зависимости от

локального состояния напряжений вокруг дефекта и степени

пластичности вязкость разрушения определяется по критическому

уровню коэффициента интенсивности напряжений K , если условия

I

напряжение-деформация являются линейно-упругими; или, если условия

напряжение-деформация являются упругопластическими, прочность

может быть представлена критическим уровнем (линейного) контурного

интеграла энергии J либо критическим уровнем раскрытия в вершине

I

трещины (УРВТ) дельта. Согласно фундаментальной теории механики

разрушения, для того, чтобы предотвратить неустойчивый рост трещин

и последующее хрупкое разрушение, уровень движущей силы,

приложенной к вершине трещины, представляемый через коэффициент

интенсивности напряжений K , контурный интеграл J (удельную

I I

работу образца с трещиной КСТ) или уровень раскрытия вершины

трещины дельта (УРВТ), должен быть меньше, чем критическое

I

значение хрупкой прочности материала в той же форме, K ,

I(mat)

J или дельта . Стандартные методы испытаний для

I(mat) I(mat)

критических значений K даны в ASTM E399 [VI.18] и JSME S001

I

[VI.19]; для критических значений J в ASTM E813 [VI.20] и

I

JSME S001 [VI.19]; для критических значений УРВТ в BS 7448-2

[VI.21], ASTM E1290 [VI.22] и JWES 2805 [VI.23]. Ведутся

дискуссии, чтобы выработать единые рекомендации, охватывающие

различные параметры вязкости разрушения [VI.24] <**>.

Следовательно, конкретные значения K , J или

I(mat) I(mat)

дельта , требуемые для предотвращения неустойчивого роста

I(mat)

трещин, зависят от условий нагружения и комбинации условий

интересующей окружающей среды. В условиях плоских напряжений,

характерных для больших толщин и необходимых для упаковок типа

B, критическая вязкость разрушения при статических нагрузках

демонстрирует минимальное значение в параметрах K , J или

Ic Ic

дельта . Кроме того, при повышенной скорости нагружения или при

Ic

ударных нагрузках, вязкость разрушения, обозначаемая для случая

динамического нагружения K , для некоторых материалов, может быть

Id

значительно ниже, чем соответствующее статическое значение K при

Ic

той же температуре. Если первоначальная глубина дефекта в

сочетании с приложенной нагрузкой даст коэффициент интенсивности

приложенного напряжения, равный прочности материала, то будет

иметь место инициирование трещины, а данная глубина дефекта будет

называться критической. В этих условиях возможно непрерывное

распространение трещин, ведущее к потере устойчивости и

разрушению.

--------------------------------

<**> Стандартные методы испытаний на вязкость разрушения также представлены в российском ГОСТ 25.506-85 [VI.17]. (Примечание разработчиков настоящего Руководства).

VI.19. Для некоторых материалов результаты испытаний на вязкость разрушения, приемлемые в соответствии с ASTM E399 [VI.18], не могут быть получены в стандартных испытаниях из-за избыточной пластичности. Кроме того, некоторые материалы могут не демонстрировать неустойчивый рост трещин после начала их распространения, а для дальнейшего увеличения трещин им требуется увеличение движущей силы трещинообразования, т.е. на ранних стадиях для дальнейшего роста трещин необходимо увеличение нагрузки. Оба этих процесса, а именно пластическая деформация и вязкий разрыв, поглощают энергию и служат очень желательными атрибутами материалов, от которых необходимо соответствие требованиям к конструкции транспортных упаковок. Следует отметить, что геометрическое и металлургическое влияние элементов большой толщины, применяемых в конструкциях упаковок, затрудняет достижение уверенности в том, что в условиях эксплуатации поведение материала в отношении вязкого разрыва будет сравнимо с результатами испытаний при стандартной геометрии.

VI.20. Рекомендованный подход к оценке механики разрушения конструкций транспортных упаковок основан на "предотвращении начала разрушения" и, следовательно, неустойчивого распространения (роста) трещин при наличии трещинообразных дефектов. Иногда могут быть достаточны принципы линейно-упругой механики разрушения. В определенных условиях, при наличии обоснования конструктора упаковки и утверждения со стороны компетентного органа, принципы механики упругопластичного разрушения могут быть подходящими. В таких случаях предотвращение образования трещин остается главным критерием, и на ожидаемое сопротивление вязкому разрыву никакой опоры в конструкции не возлагается. В следующих пунктах даются рекомендации по мерам предотвращения неустойчивого роста трещин в упаковках, подверженных механическим испытаниям, предписанным в пп. 722, 725 и 727 Правил (пп. 3.4.2.4, 3.4.3.1 и 3.4.4.2 НП-053-04).

VI.21. Следствие принятия подхода, основанного на механике разрушения - необходимость выполнения количественного анализа. Анализом следует охватывать взаимодействие между постулированными дефектами в упаковке, уровнями напряжений, которые могут наблюдаться, и свойствами материалов, в частности, вязкостью разрушения и пределом текучести. Таким образом, следует уделять внимание возможному наличию дефектов на стадии изготовления, а метод проектирования должен устанавливать максимальные размеры дефектов, которые могли бы возникнуть и остаться после любого осмотра и восстановительных мероприятий. Это, в свою очередь, означает, что должны быть найдены методы осмотра и их возможности по выявлению и определению размера таких дефектов в критических местах конструкции. В данном приложении это служит основой описанной концепции дефектов. Вероятно, еще потребуется сочетание методов неразрушающего контроля. В соответствующее сочетание, подлежащее определению силами конструктора, следует включать места, подлежащие контролю каждым методом, и критерии приемлемости для каждого из обнаруживаемых дефектов. Контролируемость изделия в отношении размера и расположения дефектов, которые могут быть пропущены, представляет собой важный элемент любого подхода к конструкции с использованием принципов механики разрушения. Обсуждение этих аспектов содержится далее в этом приложении. Кроме того, должно быть возможно определять уровни напряжений, которые могут возникать в различных частях упаковки в различных условиях проектных аварий, и знать некоторые оценки погрешностей такого определения. И, наконец, должны быть сведения о вязкости разрушения материала, используемого для упаковки, во всем диапазоне температур эксплуатации, основанные на результатах испытаний, оценках нижней границы или справочных кривых, включая влияние повышенных скоростей нагружения, которые будут иметь место при авариях с соударениями.

VI.22. Фундаментальное уравнение линейно-упругой механики разрушения, описывающее поведение конструкции в виде зависимости движущей силы в вершине трещины от приложенного напряжения и глубины дефекта, выглядит следующим образом:

____

K = Y сигма \/пи a, (VI.2)

I

где:

K - приложенный коэффициент интенсивности напряжений,

I

1/2

МПа x м ,

Y - константа, зависящая от размера, ориентации и геометрии

дефекта и конструкции,

сигма - прилагаемое номинальное напряжение, МПа,

a - глубина (по российским справочным данным - 1/2 длины

(прим. редактора русского перевода)) дефекта, м.

VI.23. Далее для предотвращения хрупкого разрушения

приложенный коэффициент интенсивности напряжений должен

удовлетворять соотношению:

K < K , (VI.3)

I I(mat)

где K определяет вязкость разрушения.

I(mat)

VI.24. Это должно быть получено из испытаний при скорости

нагружения, соответствующей той, при которой будут испытывать

упаковку с учетом влияния ограничителей удара, предусмотренных в

конструкции.

VI.25. Для

K = K (VI.4)

I I(mat)

уравнение (VI.2) можно объединить с уравнением (VI.4), чтобы

получить следующее выражение для критической глубины дефекта a :

cr

K 2

1 I(mat)

a = -- (-------) . (VI.5)

cr пи Y сигма

VI.26. Цель процесса оценки хрупкого разрушения - обеспечение того, что три параметра, характеризующих это явление (вязкость разрушения материала, приложенные напряжения и размер дефектов), удовлетворяют уравнениям (VI.2) и (VI.3) или соответствующим упругопластическим условиям, предотвращая тем самым неустойчивый рост трещин.

VI.27. Влияние пластичности и локальной текучести в вершине

трещины должно увеличивать прочность вершины трещины по сравнению

с той, которая обусловлена трещиной того же размера при том же

уровне напряжений в условиях исключительно линейно-упругих условий

нагружения. В рамках упругопластической механики разрушения

существует несколько путей учета взаимосвязи между пластичностью и

напряжениями в вершине трещины. Например, два таких подхода

внесены в национальные нормативные документы - приложенный

J-интеграл [VI.25] и диаграмма оценки разрушения [VI.16, VI.26] -

и их использование может быть обосновано при оценке упаковочных

комплектов. Критерии приемлемости для этих упругопластических

методов обычно более сложны, чем простой предел, определенный

уравнением (VI.3). В случае метода приложенного J-интеграла такой

критерий должен включать предел самого приложенного J-интеграла

при заданном определении начала разрушения. В рамках метода

диаграммы оценки разрушения можно рассчитать координаты L и K

r r

оценки обрыва пластики и хрупкого разрушения для напряжений и

заданной глубины дефектов, при условии, что точки такой оценки

лежат в пределах поверхности FAD (см. рис. VI.1 - здесь и

далее рисунки не приводятся). Важно осознавать, что если имеет

место значительная текучесть и коэффициент интенсивности

напряжений определен только по уровню напряжений и размеру трещин

без учета текучести, то применение методов линейно-упругой

механики разрушения может оказаться неконсервативным. Полное

описание этих подходов для более детального ознакомления можно

найти в [VI.17, VI.25, VI.26] <*>.

--------------------------------

<*> Методики определения характеристик вязкости разрушения также представлены в российских стандартах и других документах: Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок. ПНАЭ Г-7-002-86 [VI.32]; Методические указания. Расчеты на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик вязкости разрушения (трещиностойкости) при статическом нагружении. РД 50-260-81 [VI.33]. (Примечание разработчиков настоящего Руководства).

VI.28. Следует отметить, что текучесть элементов за пределами системы герметизации, которые специально предусмотрены для поглощения энергии за счет пластической деформации, не следует считать недопустимой.