1. Цели и задачи повышения квалификации педагогов - организаторов туристско-краеведческой работы с детьми

Квалификация педагогов является важнейшей характеристикой, необходимой для развития детского туризма в России. Под квалификацией понимается подтвержденный в установленном порядке набор профессиональных и общих компетенций работника. В связи с постановкой новых задач по развитию детского туризма актуальность повышения квалификации значительно возрастает.

Необходимость организации работы по данному направлению обусловлена тем, что в последнее время интерес к вопросам развития детского туризма как к одному из перспективных комплексных средств, в том числе и патриотического воспитания подрастающего поколения, существенно возрос. Данной тематике посвящен ряд поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец. При этом поручения ориентированы не столько на увеличение количественных показателей, сколько на качественное обновление деятельности. В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р в качестве одного из кадровых механизмов реализации Стратегии указаны подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества.

Методические рекомендации отражают назначение, цели, задачи и принципы повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций, осуществляющих организацию туристско-краеведческой деятельности.

Учитывая высокие требования к обеспечению безопасности при организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися, одной из особенностей подготовки туристских кадров является необходимость обеспечения качественного уровня подготовленности как в области педагогики, так и в туристской сфере.

В настоящее время при организующей роли ФГБОУ ДОД "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" осуществляется подготовка туристских кадров по программам подготовки "Инструктор детско-юношеского туризма". В 2013 - 2014 учебном году по данным программам прошли подготовку 1354 педагога. Данная работа ведется в соответствии с Положением об инструкторе детско-юношеского туризма, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 769 от 23 марта 1998 г. (далее - Положение).

В целях формирования единых подходов к организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися Минобрнауки России считает целесообразным включение в состав программ повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций, осуществляющих организацию внеурочной работы с детьми, тематических блоков, связанных с туристско-краеведческой деятельностью.

Традиционно повышение квалификации рассматривают как обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. Говоря о повышении квалификации организаторов туристско-краеведческой деятельности с детьми, чаще рассматривается этот процесс как обучение профессиональных педагогов решению специфической задачи - организации туристско-краеведческой деятельности (далее - ТКД) с детьми.

Цель повышения квалификации: повысить качество туристско-краеведческой деятельности с детьми во внеурочной работе, осуществляемой педагогами общеобразовательных организаций.

Задачи:

- Обеспечение образовательной организации высококвалифицированными педагогическими кадрами, организующими туристско-краеведческую деятельность с детьми;

- Создание правовых, организационных условий для развития профессиональных компетенций педагогов - организаторов туристско-краеведческой деятельности;

- Подготовка педагогических работников к работе в условиях развития детского туризма и модернизации образования;

- Обобщение и внедрение инновационного опыта организации туристско-краеведческой деятельности с детьми.

Функции организаторов курсов повышения квалификации

- определение приоритетных направлений работы;

- корректировка составляющих элементов программы;

- анализ и обобщение результатов реализации программы;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;

- внедрение новых эффективных дидактических средств дополнительного профессионального образования;

- осуществление взаимосвязи со структурами, участвующими в реализации программы;

- подготовка методических рекомендаций для работы по программе;

- определение критериев эффективности реализации программы;

- разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы.

Базовыми принципами данного процесса являются:

- соответствие содержания повышения квалификации обобщенным трудовым функциям и раскрывающим эти функции трудовым действиям, обеспечивающим успешность организации туристско-краеведческой деятельности с детьми;

- педагоги должны быть заинтересованы в результате их подготовки к данной деятельности;

- изучение нового должно подкрепляться практическим опытом организации туристско-краеведческой деятельности;

- накопленный материал должен быть осмыслен. Этому призваны помочь соответствующие вопросы для обсуждения, тесты, задания;

- методы обучения должны быть как можно более разнообразны. Скука, а не усталость, прежде всего, мешают обучению;

- материал должен быть приближен к конкретной деятельности организатора работы с детьми и содержать различные варианты решения возникающих в процессе этой работы педагогических и организационных проблем.

Постановка новой профессиональной задачи означает, что соответствующим образом должна измениться деятельность работника по выполнению им той или иной трудовой функции. Образовательным результатом, отражающим готовность к выполнению определенной трудовой функции, является профессиональная компетенция, т.е. "способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области" <1>. Профессиональная компетенция как результат образования имеет свои особенности:

--------------------------------

<1> Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Макет [Текст]//Российское образование: Федеральный портал [Электронный ресурс]. - http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm.

- профессиональная компетенция является деятельностным результатом образования, т.е. формируется и проявляется только в деятельности (не может проявляться в демонстрации отдельных операций, в информации о деятельности и т.п.),

- профессиональная компетенция является интегрированным результатом образования: базой для интеграции знаний, умений и опыта обучающегося являются трудовые функции, составляющие содержание профессиональной компетенции.

Обобщенная трудовая функция педагогов - организаторов данного направления работы с детьми - это организационно-педагогическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности.

Данная функция реализуется в следующих группах трудовых функций.

Первая группа - воспитательные функции. К ним относятся функции педагогического сопровождения социального развития детей в процессе туристско-краеведческой деятельности, формирование духовно-нравственной направленности личности, гражданской идентичности, патриотизма, межэтнической толерантности.

Вторая группа - дидактические функции. Определение задач подготовки детей к туристско-краеведческой деятельности, рациональный отбор информации, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения.

Третья группа - организаторские функции. К ним относятся: функции целеполагания, планирования, организации, анализа и контроля туристской и краеведческой работы с детьми.

Перечисленные функции определяют комплекс компетенций, которые должны формироваться в процессе повышения квалификации организаторов детского туризма.

Личные качества педагога-организатора туристско-краеведческой деятельности должны постоянно совершенствоваться. Он должен обладать следующими качествами:

- социальный оптимизм;

- позитивная "Я - концепция";

- мотивация к педагогической деятельности;

- ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;

- адекватная самооценка;

- социальная толерантность;

- эмоциональная устойчивость.

Повышение квалификации предполагает, что лица, освоившие программу дополнительного профессионального образования, должны обладать соответствующими компетенциями и смогут качественно, на высоком организационном и методическом уровне обеспечивать реализацию перечисленных трудовых функций. Программа должна предусматривать формирование этих компетенций. Представленная ниже программа является примерной, для каждого конкретного учебного мероприятия составляется отдельная программа с учетом местной специфики.