2. Организация курсовой системы повышения квалификации в сфере детского туризма

Система обучения и повышения квалификации в сфере детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма состоит из следующих курсовых программ:

Краткосрочное обучение:

- учебные модули по различным направлениям туристско-краеведческой деятельности в объеме от 12 часов. Программы учебных модулей разрабатываются образовательными организациями исходя из целесообразности, наличия кадровых и материальных возможностей. Например: "Подготовка классного руководителя к организации сдачи туристских нормативов комплекса ГТО" и т.п.;

- "Организатор детско-юношеского туризма" - комплексная курсовая программа начальной туристской подготовки в объеме 72 часа.

Подобная организация курсовой системы позволяет работникам образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одном или нескольких учреждениях по конкретному направлению. Данный курс является начальным в области знаний по туристско-краеведческой деятельности и закладывает основу для изучения других специальных дисциплин в сфере детско-юношеского туризма и краеведения.

Долгосрочное обучение:

- "Инструктор детско-юношеского туризма" - курсовая программа подготовки в объеме 216 часов.

- "Инструктор детско-юношеского туризма" - курсовая программа подготовки в объеме 216 часов со слушателями, прошедшими обучение по программе "Организатор детско-юношеского туризма".

Категории "Организатор детско-юношеского туризма", "Инструктор детско-юношеского туризма" относятся к туристским кадрам системы образования, а также являются общественными кадрами в спортивно-оздоровительном туризме.

Обучение по программам "Организатор детско-юношеского туризма", "Инструктор детско-юношеского туризма" могут проходить лица, достигшие 18-летнего возраста.

Обучение и повышение квалификации по программам "Организатор детско-юношеского туризма", "Инструктор детско-юношеского туризма" может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.

Подготовку и повышение квалификации кадров детско-юношеского туризма осуществляют центры и станции детско-юношеского туризма, или другие образовательные организации, в том числе высшие учебные заведения, имеющие аккредитацию по направлениям подготовки высшего образования "Физическая культура", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Спорт", "Туризм", "Педагогическое образование" и реализующие в рамках указанных направлений профили туристско-краеведческой направленности.

При подготовке кадров детско-юношеского туризма руководить учебными мероприятиями имеют право лица, имеющие звание "Инструктор детско-юношеского туризма", а также инструкторы, прошедшие туристскую подготовку в системе общественных туристских кадров Федерации спортивного туризма России. Квалификация инструктора детско-юношеского туризма должна подтверждаться удостоверением, выданным Федеральным центром детско-юношеского туризма, либо уполномоченными им организациями.

Государственные образовательные учреждения, ведущие работу по подготовке и повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров, выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы установленного государственного образца:

- удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч;

- свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч.

Курсы повышения квалификации могут проводиться по очной, очно-заочной, частично дистанционной формам обучения. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий в помещении, на местности и в учебно-тренировочных походах в объеме часов, предусмотренных учебными планами программы.

Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы дисциплин с учетом специфики обучения. Возможно увеличение объема часов в зависимости от возможностей образовательной организации.

Требования к уровню освоения дисциплин.

В результате освоения дисциплин обучаемые должны овладеть знаниями, умениями и навыками конкретного вида туризма.

Знания: состояния и перспектив развития туризма; туристских возможностей родного края; правил организации и проведения туристско-краеведческих мероприятий с детьми; форм и методов патриотической и воспитательной работы в туризме; особенностей видов туризма; основ топографии и ориентирования на местности; особенностей проведения туристской работы на маршрутах; основ психофизических особенностей детей и подростков, взаимоотношений в малой группе; правил и инструкций по технике безопасности, основ выживания в экстремальных условиях.

Умения: планировать туристско-краеведческую работу; обеспечить безопасность проводимого мероприятия; оказать доврачебную медицинскую помощь; организовать и провести учебное занятие; подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, психофизических особенностей занимающихся, уровня спортивной и туристской подготовленности; организовать работу по саморазвитию и самовоспитанию обучаемых, оказании необходимой помощи; обеспечить благоприятный психологический климат в туристской группе; организовать туристскую работу в коллективе обучающихся; организовать и провести публичные лекции и беседы с целью популяризации детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма; оформить маршрутную документацию.

Навыки: использования методов организации и проведения туристских походов, соревнований, лагерей, экспедиций и других мероприятий; техники и тактики видов туризма; применения современных форм и методов учебно-тренировочной работы, руководства туристской группой, основных приемов организации и проведения поисково-спасательных работ.

Овладение обучаемыми программным материалом осуществляется также в процессе самостоятельной работы путем изучения литературы и выполнения работ по заданиям (выполнение постоянных и временных обязанностей в группе, подготовка методических разработок к занятиям, составление текстов путевой информации и других домашних заданий, проведение отдельных учебных занятий в помещении и на местности, разработка маршрута похода, оформление документов для похода, и др.).

Контроль знаний осуществляется путем выполнения заданий и требований (в объеме пройденной программы), в которые могут входить: устный зачет по теории и методике проведения туристско-краеведческой работы; стажировка-практика работы с группой в туристском походе; выполнение практических работ по программе учебного курса; выполнение тестовых заданий; выпускные квалификационные экзамены; участие в категорийном учебно-тренировочном туристском походе; выполнение тестовых заданий.