Применяется с учетом запросов на изменение.

2. Содержание приоритетной программы

Цели программы

Снижение зависимости монопрофильных муниципальных образований (моногородов) от деятельности градообразующих предприятий путем создания к концу 2018 года 230 тысяч новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и, как следствие, снижение количества моногородов на 18 единиц к концу 2018 года, а также улучшение качества городской среды в моногородах путем реализации до конца 2018 года во всех моногородах России мероприятий "Пять шагов благоустройства"

Показатели программы и их значения по годам

Показатель <2>

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

(2015)

Период, год

2017

2018

1. Количество созданных новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия, тыс. ед., всего, в том числе:

основной

0,7

85

230

1.1. за счет прямой поддержки Фонда развития моногородов

второго уровня

0,7

6,83

13,1

2. Снижение количества муниципальных образований, относящихся к монопрофильным, на ед. <3>

основной

0

0

18

3. Реализация мероприятий "Пять шагов благоустройства", количество моногородов

основной

0

100

319

4. Объем инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, млрд. руб., всего, в том числе:

аналитический

7,9

50

170

4.1. за счет прямой поддержки Фонда развития моногородов млрд. рублей

аналитический, второго уровня

7,9

43,9

62,8

5. Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов, число команд

аналитический

7

319

-

Результаты программы

1. В 2018 году сформированы новые возможности и ниши для бизнеса в моногородах:

созданы территории опережающего социально-экономического развития в 100 моногородах;

за счет прямой поддержки Фонда развития моногородов в рамках реализации программ развития моногородов построены (реконструированы) инфраструктурные объекты в 15 моногородах;

в рамках реализации программ развития моногородов реализуются инвестиционные проекты в 150 моногородах, в том числе с участием Фонда развития моногородов; привлечено 170 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных;

разработаны и реализуются муниципальные программы поддержки МСП не менее чем в 200 моногородах;

разработаны паспорта и сводные планы реализации программ развития 319 моногородов.

2. Обеспечена координация мер поддержки, в том числе по приоритетным проектам.

В области здравоохранения

в январе 2018 года все медицинские организации 319 моногородов, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, внедрили медицинские информационные системы <4>, подключенные к защищенной сети передачи данных субъекта Российской Федерации <5>, интегрированные с региональной медицинской информационной системой субъекта Российской Федерации и компонентами Единой государственной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) (сквозное мероприятие приоритетного направления "Здравоохранение");

в январе 2018 года все врачи, медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь 319 моногородов, обеспечены автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам, и ведут медицинскую документацию в электронном виде (сквозное мероприятие приоритетного направления "Здравоохранение");

в январе 2018 года все медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в 319 моногородах, подключены к федеральной системе мониторинга возможности записи на прием к врачу ЕГИСЗ, обеспечивают передачу информации для функционирования электронных услуг (сервисов) для граждан в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) (сквозное мероприятие приоритетного направления "Здравоохранение");

в 2018 году организована многоуровневая система телемедицинских консультаций в 319 моногородах (сквозное мероприятие приоритетного направления "Здравоохранение");

до конца 2017 года удовлетворены потребности моногородов в части обеспечения медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь населению моногородов, автомобилями скорой медицинской помощи классов B и C отечественного производства исходя из выявленной фактической потребности <6> (в рамках приоритизации совместного мероприятия Минздрава России и Минпромторга России);

до конца 2017 года для моногородов с учетом реальной кадровой потребности установлены квоты на целевой прием специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в образовательных организациях Минздрава России;

в 2017 году модернизированы (осуществлен текущий ремонт) зоны регистрации и ожидания приема в поликлиниках с учетом реальной потребности по результатам проведенного анализа за счет средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных на текущий ремонт в тарифе на оплату медицинской помощи.

В области образования:

до конца 2017 года реализован пилотный проект строительства Школы нового типа (объекта инфраструктуры общего образования с применением современных архитектурно-планировочных решений) в 1 моногороде (сквозное мероприятие приоритетного направления "Образование");

в 7 моногородах до конца 2018 года созданы специализированные центры компетенций, аккредитованные по стандартам Ворлдскиллс Россия (сквозное мероприятие приоритетного направления "Образование");

до конца 2017 года для моногородов с учетом реальной кадровой потребности установлены квоты на целевой прием специалистов с высшим педагогическим образованием.

В области качества дорог:

в 2017 году не менее чем в 2 агломерациях, включающих моногорода, реализуются мероприятия приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" (сквозное мероприятие приоритетного направления "Безопасные и качественные дороги");

за счет средств региональных дорожных фондов при содействии Министерства транспорта Российской Федерации осуществлен ремонт основной улицы в каждом моногороде до марта 2018 года

В области жилищно-коммунального хозяйства и городской среды:

Изменено качество городской среды в моногородах:

в каждом моногороде до марта 2018 года реализованы мероприятия по благоустройству и/или модернизации 5 объектов:

самых оживленных городских общественных пространств;

центров досуга молодежи;

объектов культурного наследия и местных достопримечательностей;

объектов социальной инфраструктуры;

заброшенных и неэффективно используемых территорий, в первую очередь, простаивающих промышленных предприятий;

в 2017 году в правилах предоставления субсидии на благоустройство предусмотрено, что при распределении средств субсидии на реализацию региональных и муниципальных программ по благоустройству, финансируемых, в том числе, за счет средств федеральной субсидии на благоустройство, предоставляемой в рамках реализации приоритетного направления "ЖКХ и городская среда", учитывается наличие на территории субъекта Российской Федерации моногородов и указанное обстоятельство является основанием для выделения субсидии в повышенном размере (в зависимости от численности населения в моногородах) (сквозное мероприятие приоритетного направления "ЖКХ и городская среда");

до 2018 года будет обучено не менее 319 представителей моногородов, на территории которых будут реализовываться проекты по благоустройству, а также лиц, ответственных за реализацию отобранных проектов по благоустройству, которые получат современные компетенции по вопросам создания комфортной городской среды (сквозное мероприятие приоритетного направления "ЖКХ и городская среда").

В области развития малого и среднего предпринимательства:

принят нормативный правовой акт, устанавливающий обязательность направления не менее 10% общего размера средств программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в моногородах.

905 субъектам ИМП оказана кредитная поддержка в моногородах с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг. (сквозное мероприятие приоритетного направления "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы");

к концу 2018 года администрации и субъекты ИМП всех 319 моногородов проинформированы о продуктовой линейке участников НГС;

обеспечен доступ субъектов ИМП к сервисам, предоставляемым АО "Корпорация "МСП" через Портал Бизнес-навигатора МСП: "Маркетинговая платформа" и "Жизненные ситуации" с охватом 18 моногородов из числа 171 города во всех субъектах Российской Федерации для наполнения Бизнес-навигатора МСП и с увеличением к 2025 году зоны охвата до всех моногородов первой категории (моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций);

к концу 2018 года услуги созданных Центров оказания услуг, в том числе государственных и муниципальных услуг, малому предпринимательству на базе банков с государственным участием и иных заинтересованных организаций, доступны предпринимателям из всех 319 моногородов (в том числе дистанционно) (сквозное мероприятие приоритетного направления "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы").

В области развития промышленности:

доля проектов, реализуемых на территориях моногородов, отобранных для осуществления льготного финансирования с использованием инструментов Фонда развития промышленности, в общем портфеле отобранных Фондом развития промышленности проектов составляет не менее 20 процентов.

3. Сформированы управленческие компетенции и проводится их развитие, а также регулярная оценка:

обучены команды, управляющие проектами развития 319 моногородов;

ежегодно проводится семинар для глав моногородов;

на ежегодной основе проводится оценка деятельности мэров моногородов и формируется рейтинг руководителей моногородов.

Описание модели функционирования результатов программы

1. Присвоение моногородам статуса территорий опережающего социально-экономического развития ввиду предоставляемых резидентам ТОСЭР льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, а также использование средств государственных программ, бюджетов всех уровней, институтов развития, внебюджетных источников для снятия инфраструктурных ограничений для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах и заемного финансирования инвестиционных проектов позволит создать необходимые условия для привлечения инвесторов, реализации ими инвестиционных проектов и создания новых рабочих мест. Подготовленная инфраструктура для реализации проектов как инженерная, так и инвестиционная повышает инвестиционную привлекательность территорий моногородов. Кураторы (линейные менеджеры) будут осуществлять консультационную и методологическую поддержку администраций моногородов и субъектов Российской Федерации по вопросам разработки и реализации программ развития моногородов, в том числе с учетом лучших российских практик в области диверсификации экономики моногородов, улучшения инвестиционного климата, городской среды и развития человеческого капитала в моногородах. Кроме того, с участием Минтруда России будет проведен анализ динамики и прогноза занятости и соответствующих программных мероприятий и целевых показателей в рамках программ развития моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Кураторы будут оказывать помощь в привлечении внешнего бюджетного и внебюджетного финансирования для реализации программ развития моногородов, во внедрении принципов проектного управления в деятельность органов местного самоуправления моногородов для повышения эффективности реализации программ. Тем самым снизятся, в том числе, риски нереализации или реализации не в полном объеме инвестиционных проектов в моногородах, что будет содействовать созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и увеличению объема инвестиций в экономику и социальную сферу моногородов.

2. Реализация мероприятий в рамках взаимодействия с отдельными федеральными органами исполнительной власти с целью приоритизации оказания помощи и поддержки моногородам Российской Федерации, в том числе в области здравоохранения, образования, качества дорог, поддержки промышленности, позволит в первоочередном порядке решить насущные проблемы моногородов, повысить уровень оценки социально-экономического положения моногородов их жителями, создаст предпосылки для его стабилизации и роста.

3. Реализация совместных ("сквозных") мероприятий в рамках приоритетных программ и проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г. позволит осуществить концентрацию ресурсов на решении приоритетных задач стратегического развития, решать проблемы моногородов в данных областях в синхронизации с достижением результатов приоритетных программ и проектов. Результатом таких совместных действий станет достижение синергетического эффекта от использования различных инструментов развития при решении задач комплексного развития моногородов.

4. В результате формирования и обучения команд, управляющих проектами развития моногородов, их участники получат необходимые знания в областях стратегического планирования, проектного управления, взаимодействия с институтами развития и инвесторами, повышения качества городской среды и развития человеческого капитала, а также пройдут мотивационные и командообразующие сессии, что позволит повысить эффективность реализации программ развития моногородов. Также в ходе обучения будет выстроена система коммуникаций между командами, управляющими проектами развития разных моногородов, что создает экосистему для обмена практиками, идеями, опытом.

Реализация полученных знаний на практике позволит повысить качество муниципального управления, управления коммерческими организациями и институтами развития регионального и местного уровня, что положительно скажется на успешности реализации проектов и программ развития моногородов в экономической и социальной сферах, в сфере благоустройства городской среды. Регулярное повышение квалификации глав моногородов в рамках проводимых ежегодно семинаров позволит актуализировать знания о современных методах и инструментах управления, возможностях и практиках привлечения инвесторов, повышения и реализации инвестиционного потенциала. Данные ежегодного рейтинга глав моногородов могут быть использованы для принятия управленческих решений и решений, связанных с реализацией инвестиционных проектов в конкретном моногороде (при рассмотрении инвесторами альтернативных площадок для размещения). Одновременно результаты рейтинга могут быть использованы главами субъектов Российской Федерации для инициации кадровых решений, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления моногородов.

5. Улучшение качества городской среды повышает привлекательность городов как территорий для ведения бизнеса, учебы и проживания, позволяет повысить вовлеченность горожан в решение вопросов развития города.

--------------------------------

<2> Нарастающим итогом, с учетом средств субсидий из федерального бюджета, полученных некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" в 2014 - 2016 г.г.

<3> В период 2017 - 2018 и 2019 - 2024 годы перечень моногородов не пересматривается с целью сохранения объема программы.

<4> Медицинские информационные системы, соответствующие расширенному уровню функциональных возможностей в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями Минздрава России.

<5> Субъект Российской Федерации, на территории которого расположен моногород.

<6> При условии дополнительного финансирования.