Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Проверка учреждения юстиции по регистрации прав, его филиалов, представительств

III. Проверка учреждения юстиции по регистрации прав,

его филиалов, представительств

8. При проверке учреждения юстиции по регистрации прав, его филиала, представительства проверяющий должен обратить внимание на наличие в месте, доступном для ознакомления заинтересованными лицами, перечня необходимых для государственной регистрации документов, а также иной информации согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон), пункту 20 Порядка.

9. В ходе проверки деятельности филиала, представительства рекомендуется ознакомиться с положением о филиале, представительстве (имеется ли оно в наличии, вносились ли в него какие-либо изменения, дополнения), выяснить штатную численность работающих в филиале, представительстве сотрудников, в том числе регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в филиале), количество вакансий.

Кроме того, следует обратить внимание на условия размещения филиала, представительства, в том числе на то, позволяют ли они обеспечить надлежащее функционирование филиала, представительства, а также прием заявителей.

10. Проверка соблюдения учреждением юстиции по регистрации прав сроков проведения государственной регистрации основывается на изучении книги (книг) учета входящих документов. Проверяющий должен также обратить внимание на соблюдение при ведении книг учета входящих документов Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных совместным Приказом Министерства, Мингосимущества России и Минземстроя России от 22 июля 1998 г. N 83/172/23 (далее именуются - Правила).

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минюста РФ N 83, Мингосимущества РФ N 172, Минземстроя РФ N 23 от 22.07.1998 утратил силу с 1 апреля 2002 года в связи с изданием Приказа Минюста РФ N 339, Минимущества РФ N 288, Госстроя РФ N 291, Росземкадастра N П/209 от 29.12.2001. С 1 апреля 2002 года вступили в силу новые Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Приказом Минюста РФ от 24.12.2001 N 343.

11. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и иных документов, необходимых для государственной регистрации.

День подачи документов на государственную регистрацию определяется по дате, указанной в графе "Дата приема" книги учета входящих документов (пункт 13 Правил).

Окончание срока проведения государственной регистрации на основании пункта 3 статьи 2 и пункта 7 статьи 16 Закона определяется по дате государственной регистрации права, его ограничения (обременения), иной сделки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - ЕГРП) или по дате принятия решения об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее даты окончания срока, установленного для рассмотрения конкретного заявления (заявлений) о государственной регистрации (далее именуется - заявление), то есть не позднее месяца со дня принятия документов на государственную регистрацию.

Следует также учитывать, что в случаях, когда нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, установившим размеры платы за государственную регистрацию, предусмотрены различные размеры платы в зависимости от срока ее проведения (например, в течение 5, 10, 15 дней) и в заявлении заявитель указал такой срок проведения государственной регистрации, оплатив ее в установленном для этого случая размере, дата окончания срока проведения государственной регистрации исчисляется в соответствии со сроком, на который учреждением юстиции по регистрации прав заявление было принято на рассмотрение.

При этом, учитывая положения пункта 3 статьи 20 Закона, не позднее пяти дней с момента окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, учреждение юстиции по регистрации прав в случае принятия решения об отказе в регистрации должно направить соответствующее сообщение заявителю о причине отказа. Таким образом, дата подписания и направления заявителю такого сообщения может не совпадать с датой окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, однако направление названного сообщения более чем через пять дней с момента окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, является нарушением Закона.

Дата государственной регистрации в ЕГРП, принятия решения об отказе в государственной регистрации, а также номер государственной регистрации определяются на основании информации, указанной в графе "Принятое решение" книги учета входящих документов (пункт 19 Правил).

12. В графе "Принятое решение" книги учета входящих документов кроме сведений о проведенной государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации должны быть указаны и сведения о приостановлении государственной регистрации в порядке, установленном статьей 19 Закона (если государственная регистрация приостанавливалась).

При этом по инициативе учреждения юстиции по регистрации прав государственная регистрация может быть приостановлена не более чем на месяц при направлении представленных на государственную регистрацию документов на подтверждение их подлинности (пункт 2 статьи 19 Закона). Таким образом, в описанной ситуации максимальный срок, который может пройти с момента принятия документов на государственную регистрацию и до момента государственной регистрации в ЕГРП или отказа в государственной регистрации, не может превышать двух месяцев (если государственная регистрация была приостановлена в последний день срока, в течение которого должно было быть рассмотрено заявление).

13. Государственная регистрация также может быть приостановлена не более чем на три месяца по соответствующему заявлению правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. В названном заявлении должны быть указаны срок, на который необходимо приостановить государственную регистрацию, а также основания ее приостановления (пункт 3 статьи 19 Закона). При этом в указанном случае прерывается течение срока, установленного для рассмотрения заявления, а срок, истекший до подачи заявления о приостановлении государственной регистрации, не засчитывается в новый срок, в течение которого после окончания срока приостановления будет проводиться государственная регистрация.

14. При рассмотрении ситуаций, описанных в пунктах 12 и 13 настоящих Методических рекомендаций, следует учитывать, что в случаях, когда нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, установившим размеры платы за государственную регистрацию, предусмотрены различные размеры платы в зависимости от срока ее проведения, и в заявлении, поданном на государственную регистрацию, заявитель указал такой срок ее проведения, внеся при этом плату в установленном для этого случая размере, это должно быть учтено при исчислении общего срока проведения государственной регистрации.

15. В случаях, когда по книге учета входящих документов невозможно установить срок, в течение которого была проведена государственная регистрация, и (или) у проверяющего есть основания предполагать, что срок государственной регистрации был необоснованно превышен (например, когда из графы "Принятое решение" следует, что государственная регистрация была проведена в срок более месяца, а информация о ее приостановлении отсутствует и т.д.), такая информация может быть получена посредством изучения соответствующих разделов ЕГРП, а также дел правоустанавливающих документов.

16. При проведении проверок также следует учитывать, что в порядке, установленном законодательством, государственная регистрация может быть приостановлена на основании определения или решения суда (пункт 4 статьи 19 Закона). При этом в пункте 4 статьи 19 Закона отсутствует указание о сроках, на которые можно или необходимо приостановить государственную регистрацию, а также о каких-либо основаниях, наступление которых требует продолжения проведения государственной регистрации. Не указан в названной норме Закона и срок, в течение которого впоследствии должна быть проведена государственная регистрация (или отказано в таковой).

В рассматриваемом случае проверяющий должен ознакомиться с содержанием копии решения или определения суда, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, с целью обнаружения оснований, с момента наступления которых решение о проведении государственной регистрации (или об отказе в регистрации) должно было быть принято учреждением юстиции по регистрации прав, его филиалом.