См. Обзор за 9 месяцев 2017 года.

Сведения о выявленных нарушениях обязательных требований

Анализ 233 материалов административных производств в 1 полугодии 2017 года показал, что состав наиболее серьезных нарушений обязательных требований, допущенных поднадзорными субъектами, в сравнении с 2016 годом, существенно не изменился (Приложение). При этом в 1 полугодии 2017 года выявлено:

- неисполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев <4> - в 67% материалов;

--------------------------------

<4> Требования по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определены Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателе, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

- нарушения в части выявления операций, имеющих признаки сомнительности (порядок представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, имеющим риски ОД/ФТ) <5>, порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю <6> - в 28% материалов;

--------------------------------

<5> Порядок предоставления сведений об операциях, имеющих риск ОД/ФТ, определен п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

<6> Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

- осуществление деятельности в отсутствие Правил внутреннего контроля (далее - ПВК) или на основе ПВК, не актуализированных в соответствии с требованиями действующего законодательства <7> - в 72% материалов;

--------------------------------

<7> ПВК разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", и утверждаются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем.

- ненаправление (несвоевременное направление) информации о результатах проверки своих клиентов в Росфинмониторинг, предусмотренной подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг) - в 68% материалов;

- отсутствие специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее - СДЛ), в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, или СДЛ, соответствующего квалификационным требованиям <8> - в 36% материалов;

--------------------------------

<8> СДЛ должен соответствовать квалификационным требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов.

- нарушения в части обучения сотрудников <9> - в 22% материалов.

--------------------------------

<9> Обучение кадров организации проводится в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203.

Вышеуказанные нарушения требований законодательства, а также нормативных актов в сфере ПОД/ФТ, в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля влекут за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2 статьи 15.27 КоАП.

Результаты анализа наиболее часто встречающихся в ходе проверок нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в приложении.

Проведенный анализ показал, что выявленные в ходе проверок нарушения, допускались организациями, индивидуальными предпринимателями зачастую в связи с недостаточным знанием и (или) пониманием законодательства и нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, несвоевременным ознакомлением с изменениями законодательства, а также с непрохождением (несвоевременным прохождением) обучения, в том числе в форме целевого инструктажа.

Продолжает оставаться актуальным вопрос своевременной постановки на учет в Росфинмониторинге организаций и индивидуальных предпринимателей.

Из общего числа проанализированных материалов административных производств нарушения обязательных требований в 37% связаны с несоблюдением поднадзорными субъектами Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.

Как следствие, в ходе проверок Росфинмониторинга у таких организаций, индивидуальных предпринимателей выявляется наибольшее количество нарушений обязательных требований, поскольку отсутствует возможность использовать преимущества работы в Личном кабинете, а именно, ознакомления с информационными материалами, принятия участия в "добровольном сотрудничестве", доступа к полному "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму" (далее - Перечень), направления сведений о выявленных операциях, подлежащих обязательному контролю, и последующего их приостановления в случаях, указанных в пункте 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, направления информации о результатах проверки своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Необходимо отметить, что наибольшее количество проверенных организаций, индивидуальных предпринимателей добровольно устраняли выявленные нарушения обязательных требований в ходе проверок или в короткое время после их окончания.