См. Обзор за 9 месяцев 2017 года.

Анализ проблемных вопросов правоприменительной практики

Росфинмониторингом проведен анализ поступивших в 1 полугодии 2017 года от подотчетных субъектов обращений разъяснения требований законодательства о ПОД/ФТ.

Наиболее часто подотчетные субъекты задают следующие вопросы:

- Вопрос: в каких случаях кредитная организация может отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции?

Ответ: право кредитной организации отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции определено пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а именно, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

- Вопросы: в каких случаях и в какие сроки организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли представляют сведения, подлежащие обязательному контролю; на кого возложена обязанность представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (продавец или покупатель); порядок идентификации покупателя ювелирных изделий?

Ответ: позиция Росфинмониторинга по данным вопросам подробно изложена в информационном письме Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли", размещенном на сайте Росфинмониторинга.

- Вопросы: необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

Ответ: позиция Росфинмониторинга по данным вопросам подробно изложена в информационном письме Росфинмониторинга от 13.05.2016 N 52 "О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)", размещенном на сайте Росфинмониторинга.

- Вопрос: целесообразность использования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенного в Личном кабинете, при идентификации клиентов?

Ответ: позиция Росфинмониторинга по данному вопросу изложена в информационном письме Росфинмониторинга от 26.02.2015 N 42 "О подключении к личным кабинетам на портале Росфинмониторинга", размещенном сайте Росфинмониторинга.