2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА

Цели проекта

Снижение административной нагрузки на граждан и организации, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности путем снижения транзакционных издержек при взаимодействии контрольно-надзорных органов, являющихся участниками реализации приоритетной программы, (далее - КНО - участники программы) и проверяемых субъектов, за счет интерактивного взаимодействия через сеть Интернет с использованием электронных сервисов "Личного кабинета", не менее чем с 6 КНО к концу 2018 года, 12 к концу 2019 года, 16 к 2025 году, при этом не менее 90% пользователей этих сервисов удовлетворены их качеством к 2025 году. Рост качества администрирования контрольно-надзорных функций за счет использования информационных систем, соответствующих принятому Стандарту информатизации КНД.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

1. Доля видов контроля (надзора) <*>, взаимодействие по которым доступно в "Личном кабинете" проверяемого субъекта

Основной

0%

15%

30%

50%

80%

100%

2. Доля проверяемых субъектов, удовлетворенных качеством электронных сервисов, предоставляемых КНО - участниками программы с использованием "Личного кабинета"

Основной

0%

50%

60%

70%

80%

90%

3. Количество КНО - участников программы, у которых Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД не ниже Базового (в ИС обеспечено:

- ведение полных реестров объектов контроля (надзора);

- сбор сведений об объекте проверки с использованием СМЭВ;

- сбор и учет показателей (индикаторов) для присвоения категорий риска объектов;

- формирование планов проверок на основании категорий риска объектов;

- предоставление в ЕРП в электронном виде данных о проверках)

Основной

0

9

15

16

16

16

4. Количество КНО - участников программы, у которых Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД не ниже Среднего (в ИС обеспечено:

- динамическая модель присвоения категорий риска (классов опасности) на основании сбора показателей (индикаторов) в электронном виде;

- использование НСИ для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий;

- возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов;

- консультационная работа по электронным обращениям;

- комплексная автоматизация планирования и учета профилактических мероприятий;

- предоставление в ГАСУ в электронном виде отчетности по сводным показателям результативности и эффективности, и первичных данных о контрольно-надзорных мероприятиях)

Основной

0

2

11

15

16

16

5. Количество КНО - участников программы, у которых обеспечен Высокий Уровень соответствия информационных систем Стандарту информатизации КНД (в ИС обеспечено:

- автоматизированный сбор показателей/индикаторов риска с использованием "интернета вещей"

- прогнозирование рисков и присвоение категорий риска на основании результатов анализа "больших данных";

- расширенное использование НСИ, систематизированное представление обязательных требований в машиночитаемом виде в ЕИС КНД;

- использование инспекторами электронных Проверочных листов;

- возможность самодиагностики в "Личном кабинете" для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;

- возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи;

- возможность обжалования поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с

Основной

0

0

2

10

16

16

6. Доля видов контроля (надзора), по которым обеспечено машиночитаемое описание систематизированных по видам деятельности и категориям объектов обязательных требований (ОТ) в ФРГУ и по которым для проверяемых субъектов в "Личном кабинете" обеспечена возможность формирования выборки ОТ по относящимся к ним объектам контроля (надзора) на основе анкетирования

Аналитический

0%

0%

5%

30%

60%

100%

Ключевые результаты

Результаты проекта

Этап I - Минкомсвязью России

Проведено обследование текущего состояния информатизации КНО - участников проекта для определения состава комплексных требований к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти

Совместно с Минэкономразвития России разработаны функциональные требования к модернизации Единого реестра проверок (далее - ЕРП) в части электронных паспортов проверки, ГАС "Управление" (далее - ГАСУ) в части сбора обобщенных и первичных данных о деятельности КНО, с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД. [РОП, КПЭ]

Произведена доработка прототипа и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД. [Рег]

Разработана функциональная архитектура единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕИС КНД) и определены требования к взаимодействию информационных систем - элементов архитектуры

Проведен пилотный проект с участием 2 КНО - участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа "больших данных". [РОП]

Проведены обучающие семинары для сотрудников ИТ подразделений КНО по тематике информатизации контрольно-надзорной деятельности в ведомствах в соответствии с планом программы "Реформа КНД".

Разработаны комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (далее - Стандарт информатизации КНД), предусматривающий 3 уровня соответствия функциональных возможностей информационных систем: Базовый, Средний, Высокий

Разработаны методические рекомендации по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности, в том числе, к механизмам сбора и обработки данных, механизмам финансового обеспечения создания и эксплуатации необходимой информационно-технологической инфраструктуры в форме государственно-частного партнерства. [РОП]

Произведена адаптация ЕПГУ под требования базового уровня Стандарта информатизации КНД, в Едином личном кабинете доступна информация о проверках в отношении зарегистрированного поднадзорного лица, и при наличии подписки на push-уведомления, происходит отправка сообщений об обновлении информации о проверках в ЕРП

Сформирована методичка для КНО - участников программы по необходимым шагам для проведения мероприятий по информатизации в ведомствах: планированию ИТ бюджета, согласованию планов информатизации, процедурам контрактования, мерам по информационной безопасности, вводу в эксплуатацию.

Этап I - Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы

В результате проведенной Генеральной прокуратурой модернизации в ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверки. [РОП]

По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки. [Корр]

Минюстом России реализован вывод в СМЭВ базы нормативно-правовых актов для дальнейшего формирования обязательных требований. [ОТ]

На сайтах КНО размещены исчерпывающие перечни НПА, содержащие обязательные требования по их видам контроля (надзора), с учетом требований к удобству пользователя при поиске и использовании материалов. [ОТ]

Созданы "Личные кабинеты должностного лица" в ВИС КНО, обеспечивающие функциональность по планированию и исполнению контрольно-надзорных мероприятий с использованием исчерпывающих реестров проверяемых объектов, с учетом требований Системы управления рисками ведомств. [РОП]

Минэкономразвития России проведена модернизация ФРГУ и совместно с Минюстом России и Минкомсвязью России апробирована возможность формирования систематизированных перечней обязательных требований из нормативно-правовых актов КНО, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (реализованы этапы подготовки справочников, систематизации обязательных требований по отношению к объектам проверки). [ОТ]

По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований с использованием "Личного кабинета"

В ВИС КНО обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ЕРП учетных данных о проверках, и в ГАСУ сведений о контрольно-надзорных мероприятиях и отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных. [КПЭ]

Генеральной прокуратурой совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязью России разработаны функциональные требования к модернизации Единого реестра проверок (далее - ЕРП), предусматривающие в том числе: - совершенствование порядка ведения ЕРП в целях систематизации содержащейся в нем информации, касающейся правовых оснований назначения и проведения проверки, ее предмета, результатов проверки и принятых мер по устранению выявленных нарушений; - расширение функциональных возможностей специализированного сайта, предназначенного для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информации, содержащейся в ЕРП

На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований для ФОИВ (разрабатывается Минэкономразвития России), в КНО - участниках программы внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде, в том числе, с использованием "Личного кабинета" [Проф]

Обучение федеральных госслужащих КНО - участников программы по вопросам профилактики коррупции происходит в том числе с использованием портала госслужбы, gossluzhba.gov.ru [Кдр]

В ВИС КНО реализован механизм сбора, учета и обработки показателей (индикаторов) для определения и присвоения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. [РОП]

В ВИС КНО сформированы и используются исчерпывающие реестры проверяемых объектов для планирования контрольно-надзорных мероприятий. [РОП]

Проведена оценка соответствия используемых средств автоматизации КНД (ВИС) уровням Стандарта информатизации КНД

Исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ в ВИС КНО.

Разработаны методики расчета аналитических показателей проектов КНО

ВИС КНО доработаны до соответствия базовому уровню Стандарта информатизации КНД

Этап II - Минэкономразвития России

Минэкономразвития России проведена модернизация ФРГУ в соответствии с функциональными требованиями, утвержденными проектным комитетом.

Этап II - Минэкономразвития России, Федеральным казначейством

В ГАС "Управление" внедрен аналитический модуль комплексной оценки эффективности и результативности деятельности КНО на основании предоставляемых данных

Этап II - Минкомсвязью России

В Едином личном кабинете на ЕПГУ Минкомсвязью России реализована функциональность взаимодействия проверяемых субъектов с КНО <****>:

- Информирования проверяемого лица о присвоенных объектам категориях риска и классах опасностей;

- Информирования проверяемого лица о планируемых в его отношении проверках, с возможностью просмотра перечней обязательных требований к объектам проверки;

- Электронного декларирования, обеспечивающая возможность отправки данных декларации (заполненных проверочных листов).

Введено в эксплуатацию мобильное приложение "Госуслуги Бизнес" для ЮЛ/ИП, обеспечивающее функциональность ЛК проверяемого лица для мобильных устройств

Произведен ввод в эксплуатацию типового облачного решения по автоматизации контрольно-надзорной деятельности соответствующего среднему уровню Стандарта информатизации КНД <****>

Сформировано нормативное правовое и методическое обеспечение развития Единой информационной среды КНД

Сформировано нормативное правовое и методическое обеспечение ТОР КНД

Сформировано нормативное правовое обеспечение использования современных цифровых технологий (промышленный интернет вещей, большие данные)

На базе ЕИСУКС обеспечена техническая готовность к внедрению Минтрудом России комплекса дистанционного обучения руководителей всех уровней контрольно-надзорных органов и инспекторского состава современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая вопросы применения риск-ориентированного подхода, соблюдения этики служебного поведения (далее - комплекс дистанционного обучения). [Кдр]

На базе ЕИСУКС обеспечена техническая готовность к внедрению Минтрудом России комплекса компьютерного тестирования гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия) (далее - комплекс компьютерного тестирования). [Кдр]

Этап II - Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы

В ВИС КНО обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности данных, позволяющая анализировать указанные данные в автоматическом режиме для осуществления переноса между категориями, включающие:

- учет (ввод, сохранение, использование) сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей;

- обработку сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей;

- передача сведений о значениях показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, индикативных показателей, в государственную автоматизированную информационную систему "Управление" (ГАС "Управление").

Проведен пилотный проект по построению межведомственных карт рисков с участием 2 КНО. [РОП]

Реализован механизм планирования и учета проведения профилактических мероприятий по профилированию и самооценке, направленных на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований, по отдельным видам контроля (надзора) в ВИС КНО. [Проф]

Реализовано использование электронных паспортов проверки, проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к подконтрольным субъектам в ВИС КНО. Обеспечена возможность использования результатов заполнения проверочных листов инспектором, либо самим подконтрольным субъектом в его "Личном кабинете" для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях риска и классах опасности. [РОП, ОТ]

Реализованы пилотные проекты по мобильному рабочему месту инспектора отдельными КНО участниками программы.

Обеспечена возможность на сайте контрольно-надзорного органа:

- определения подконтрольным субъектом присвоенной ему категории риска с помощью электронного сервиса ("он-лайн калькулятор категории риска")

- информирования о присвоенной категории риска и порядка ее изменения с использованием "личного кабинета" подконтрольного субъекта.

На сайтах территориальных подразделений КНО размещена ссылка на "он-лайн калькулятор категории риска".

Реализован пилотный проект по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели".

ВИС КНО модернизированы до соответствия среднему уровню стандарта информатизации КНД.

В ВИС КНО внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска по отдельным видам контроля (надзора). [РОП]

В ВИС КНО внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности КНМ на основании Базовой модели Минэкономразвития России, и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных КНМ в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ. [КПЭ]

В ФРГУ актуализированы перечни ОТ в соответствии с реализацией "дорожных карт", а также обеспечена их систематизация применительно к видам деятельности, видам нарушений и ответственности за нарушения [ОТ]

Обеспечено ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Обеспечена техническая готовность к исключению возможности проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП

Реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки

Обеспечена автоматизация сбора объективных данных, позволяющая собирать данные об индикаторах риска, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов.

Этап II - Генеральной прокуратурой

Произведена модернизация ЕРП в целях обеспечения ведение в ЕРП электронных паспортов проверок, включающих в себя данные по результатам проверок и наступившим последствиям в машиночитаемом виде. Обеспечена техническая готовность к исключению возможности проведения проверки без получения учетного идентификатора (номера) в электронном паспорте проверки ЕРП

Этап II - Минюстом России

Минюстом России реализован вывод в СМЭВ базы нормативно-правовых актов для дальнейшего формирования обязательных требований. [ОТ]

Описание модели функционирования результатов проекта

Этап I

- Разработка функциональной архитектуры единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности позволит заложить базовый фундамент для построения единого информационного пространства в части контрольно-надзорной деятельности, позволяющего, в том числе, решать задачи оперативного анализа и прогнозирования. Разработка модели ЕИС КНД закладывает основу для роста всех показателей проекта.

- Разработка и внедрение Стандарта информатизации КНД, обеспечивающего выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти, на основе требований к взаимодействию информационных систем в единой информационной среде контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕИС КНД) позволит провести интеграцию ведомственных информационных систем в единую информационную среду контрольно-надзорной деятельности с оптимальным использованием информационных ресурсов ведомств. Создание данного Стандарта непосредственно влияет на определение базовых значений и их достижение показателями 3.1 - 3.3.

- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Базового уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:

- ведение полных реестров объектов контроля (надзора);

- сбор сведений об объекте проверки с использованием СМЭВ;

- сбор и учет показателей (индикаторов) для присвоения категорий риска объектов;

- формирование планов проверок на основании категорий риска объектов;

- предоставление в ЕРП в электронном виде данных о проверках.

- Разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, с Базовым уровнем соответствия Стандарту информатизации КНД позволит начать процесс интеграции в ЕИС КНД КНО с низким уровнем информатизации.

- Разработка функциональных требований к модернизации ЕРП и ГАСУ с учетом архитектуры ЕИС КНД и Стандарта информатизации КНД позволит обеспечить готовность взаимодействия информационных систем КНО - участников ЕИС КНД в электронном виде с Единым реестром проверок (ЕРП) и ГАС "Управление" (ГАСУ) с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных. Данная разработка закладывает основу для роста всех показателей проекта.

Все результаты этапа I зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):

Проект 1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Проект 2. Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.

Этап II

- Доступность для проверяемых субъектов в Едином личном кабинете на ЕПГУ функционала взаимодействия проверяемых субъектов с КНО по ключевым видам контроля и надзора повысит открытость и понятность для бизнеса процесса электронного декларирования, механизма присвоения групп риска поднадзорным объектам, и предъявляемых к ним обязательных требованиям, а также позволит проводить своевременное информирование проверяемых субъектов о планируемых проверках, результатах проведенных проверок, и о профилактических мерах и мероприятиях, в том числе, в разрезе видов деятельности, что оказывает значительное влияние на достижение показателей 3.1 - 3.3.

- Модернизация и ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, полностью соответствующего Среднему уровню Стандарта информатизации КНД позволит обеспечить эффективное исполнение требований законодательства в части использования риск-ориентированного подхода, межведомственного взаимодействия в электронном виде при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, снизить административную нагрузку на граждан и организации по осуществляемым субъектами Российской Федерации видам государственного контроля (надзора).

- Модель функционирования обеспечивается достижением КНО первой волны Среднего уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:

- динамическая модель присвоения категорий риска (классов опасности) на основании сбора показателей (индикаторов) в электронном виде;

- использование НСИ для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий;

- возможность электронного декларирования поднадзорными субъектами на основании Проверочных листов;

- консультационная работа по электронным обращениям;

- комплексная автоматизация планирования и учета профилактических мероприятий;

- предоставление в ГАСУ в электронном виде отчетности по сводным показателям результативности и эффективности, и первичных данных о контрольно-надзорных мероприятиях)

Все результаты этапа II зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):

Проект 1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Проект 2. Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.

Этап III - IX

- Реализация в Личном кабинете проверяемого лица на ЕПГУ расширенного функционала интерактивного взаимодействия проверяемых субъектов с КНО (в части проведения самодиагностики проверяемых субъектов с их последующим информированием, получения предписаний по результатам контрольно-надзорных мероприятий, ввода результатов исполнения предписаний, возможности оплаты штрафов за административные нарушения и обжалования действий должностных лиц КНО, касающихся планирования и результатов проведения проверок, самообучения) позволит сократить количество проверок и организовать более эффективное использование ресурсов контрольно-надзорными органами. Достижение данного результата способствует росту показателей 3 и 5.

- Эксплуатация типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию процессов при реализации контрольно-надзорных функций, позволит обеспечить возможность для КНО с низким уровнем информатизации стать полноценными участниками ЕИС КНД. Способствует достижению всех показателей проекта.

- Модель функционирования обеспечивается достижением всеми КНО Высокого уровня соответствия Стандарту информатизации КНД, подразумевающим реализацию в ИС КНО следующих функциональных возможностей:

- автоматизированный сбор показателей/индикаторов риска с использованием "интернета вещей"

- прогнозирование рисков и присвоение категорий риска на основании результатов анализа "больших данных";

- расширенное использование НСИ, систематизированное представление обязательных требований в машиночитаемом виде в ЕИС КНД;

- использование инспекторами электронных Проверочных листов;

- возможность самодиагностики в "Личном кабинете" для проверяемых субъектов путем анкетирования на основании систематизированных обязательных требований;

- возможность оформления Акта проверки в электронном виде с использованием электронной подписи;

- возможность обжалования поднадзорными субъектами проверок в их отношении и результатов проведенных проверок с использованием электронных сервисов "Личного кабинета";

- возможность предоставления информации об исполнении предписаний от проверяемых субъектов с использованием "Личного кабинета").

Все результаты этапа III зависят от следующих смежных проектов (в части соблюдения сроков подготовки нормативно-правовых актов и методических материалов, а также от качественного уровня их проработки):

Проект 3. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

Проект 4. Исключение устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований.

В таблице указаны ссылки на проекты приоритетной программы, влияющие на достижение того или иного результата данного проекта, а именно:

РОП - "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности"

КПЭ - "Создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности"

ОТ - "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации"

Проф - "Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований"

Кдр - "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов"

Корр - "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности"

Рег - "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях"