5.1.1 Целями ранней помощи являются:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
5.1.2 Услуги ранней помощи детям и их семьям должны предоставляться при соблюдении следующих принципов:
- бесплатность (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);
- доступность (услуги ранней помощи доступны для потребителей);
- регулярность (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
- открытость (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц);
- семейноцентрированность (специалисты организации-поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, составление и реализацию ИПРП, а также в оценку ее эффективности);
- индивидуальность (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
- функциональная направленность (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в ЕЖС);
- естественность (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в ЕЖС);
- уважительность (услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этно-культурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
- командная работа (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье, и/или специалистом в сфере ранней помощи, объединяющим в своей работе разные области знаний о ребенке и семье и получающим консультации со стороны междисциплинарной команды специалистов);
- компетентность (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
- научная обоснованность (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи);
5.1.3 Права потребителей услуг ранней помощи
5.1.3.1 Дети - потребители услуг ранней помощи имеют право на:
- получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП;
- получение услуг ранней помощи в тех ЕЖС, в которые ребенок вовлечен;
- получение услуг ранней помощи ребенком в уважительной, чувствительной и отзывчивой манере;
- получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
- обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности.
5.1.3.2 Родители (законные представители) детей-потребителей услуг ранней помощи имеют право на:
- получение информации о перечне услуг ранней помощи и о перечне поставщиков услуг ранней помощи;
- отказ от оценочных процедур, составления ИПРП и получения услуг ранней помощи;
- прохождение с ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 30 дней с момента обращения, если результаты оценки соответствуют критериям составления ИПРП;
- получения услуг ранней помощи в соответствии с ИПРП без взимания платы;
- участие в оценочных процедурах, составлении ИПРП, реализации ИПРП, во внесении изменений в ИПРП, в промежуточной (не реже чем 1 раз в 3 - 4 месяца) и итоговой оценке эффективности ИПРП;
- получение открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках, объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки эффективности реализации ИПРП;
- своевременное получение предварительного письменного уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки ее эффективности;
- строгое соблюдение конфиденциальности документации, которая содержит персональные данные;
- фиксацию согласия с получением услуг;
- ознакомление с рабочей документацией, связанной с оказанием услуг ранней помощи ребенку и семье;
- обращение к администрации с целью разрешения конфликтных ситуаций.
5.1.4. В случае причинения детям и их родителям при оказании услуг ранней помощи вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5.1.5 Выявление детей возрасте до 3-х лет, потенциально нуждающихся в услугах ранней помощи, осуществляется в организациях и учреждениях системы социального обслуживания, здравоохранения, образования.
5.1.6 Поставщик услуг ранней помощи содействует выявлению детей, нуждающихся в ранней помощи, в организациях/учреждениях систем здравоохранения, образования и социальной защиты.
5.1.7 Поставщик услуг ранней помощи предоставляет информацию об услугах ранней помощи организациям/учреждениям систем здравоохранения, образования и социальной защиты.
5.1.8. Поставщик услуг ранней помощи оказывает следующие группы услуг детям и их семьям:
- по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке ИПРП;
5.1.8.1 Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке ИПРП включают:
5.1.8.1.1 определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, а именно:
- информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;
- информирование о правах потребителей услуг;
- информирование об организации-поставщике услуг ранней помощи;
- прием документов на обслуживание;
- заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
- первичный прием (беседа с родителями, анализ документации (выписки, медицинская карта, результаты обследований, ИПРА), наблюдение, проведение оценочных процедур двумя специалистами в сфере ранней помощи с оформлением протокола первичного приема, оценка и принятие решения о нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи, запись на проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи по согласованию с родителями).
5.1.8.1.2 проведение оценочных процедур и разработка ИПРП, а именно:
- проведение углубленной оценки функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в контексте факторов окружающей среды по категориям МКФ;
- оценка других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением: качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми; состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка;
- оценка вовлеченности и поведения ребенка и его родителей в повседневных естественных жизненных ситуациях;
- оценка состояния, потребностей и ресурсов семьи;
- обсуждение с родителями результатов оценки;
5.1.8.1.3 разработка и оформление индивидуальной программы ранней помощи, включая ее согласование с родителями (законными представителями).
5.1.8.2 Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках ИПРП включают:
5.1.8.2.1 содействие развитию функционирования ребенка и семьи в ЕЖС (услуга направлена на комплексное развития функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях, основываясь на потребностях ребенка, по основным областям жизнедеятельности согласно МКФ, в том числе развитие познавательной активности и игровой деятельности ребенка, в том числе с использованием адаптированных игрушек и вспомогательных средств, развитие общения и речи ребенка, мобильности, навыков самообслуживания и бытовых навыков, развитие взаимодействия и формирования отношений с родителями, в семье, с другими людьми, в том числе с использованием технических средств альтернативной и поддерживающей коммуникации, а также на содействие подготовке ребенка в образовательную организацию; услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.2 содействие развитию общения и речи ребенка (услуга направлена на развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств связи и техник общения, а именно: развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения при общении, использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого при общении, начинать, поддерживать и завершать диалог; услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.3 содействие развитию мобильности ребенка (услуга направлена на развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: изменение позы тела, поддержание тела в необходимом положении, перемещение тела сидя или лежа, поднятие и перенос объектов, перемещение объектов ногами, использование точных движений кисти (подбирание, захват, манипулирование, отпускание), использование кисти и руки, ходьба и передвижение другими способами, передвижение с использованием технических средств; услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.4 содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков (услуга направлена на развитие так навыков как мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, а также бытовых навыков, например, помощь родителям при уборке, приготовлении простых блюд, сервировке стола, уходе за растениями и животными, в том числе с использованием вспомогательных средств в естественных жизненных ситуациях, средств дополнительной и альтернативной коммуникации; услуга реализуется в виде: 1) консультирования родителей и других, непосредственно услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.5 содействие развитию познавательной активности ребенка (услуга направлена на поддержке развития познавательной активности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе, с использованием адаптированных игрушек и вспомогательных средств, а также средств дополнительной и альтернативной коммуникации, а именно: целенаправленное использование различных анализаторных систем [зрения, слуха и других] для исследования окружения, подражание, научение через действия с предметами, поиск информации, усвоение языка и формирование понятий, запоминание и воспроизведение последовательностей, освоение элементарных навыков чтения, письма и счета, освоение культурных действий с предметами, развитие воображения, способностей принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.6 психологическое консультирование (услуга направлена на поддержку социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях, а также в области социальных установок и представлений родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, отношений в семье; услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.7 содействие социализации ребенка (услуга направлена на поддержку социализации ребенка, включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности; услуга оказывается в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей;
5.1.8.2.8 проведение промежуточной оценки реализации ИПРП (с целью внесения необходимых изменений);
5.1.8.2.9 проведение итоговой оценки реализации ИПРП (с целью определения ее эффективности с последующим составлением заключения).
5.1.8.3 Услуги ранней помощи, оказываемые вне ИПРП:
5.1.8.3.1 пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи: 1) консультирование родителей и семьи с ребенком с ограничениями жизнедеятельности, имеющим противопоказания к разработке индивидуальной программы ранней помощи или 2) мониторинг функционирования ребенка и/или семьи;
5.1.8.3.2 краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи: консультирование родителей (законных представителей) и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре "родитель-ребенок" и в семье;
5.1.8.3.3 консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации с целью обеспечения преемственности в поддержке развития ребенка и сопровождения семьи.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду п.п. 5.1.8.2.1, 5.1.8.2.8, 5.1.8.2.9, 5.1.8.2.2 - 5.1.8.2.7, а не п.п. 4.1.8.2.1, 4.1.8.2.8, 4.1.8.2.9, 4.1.8.2.2 - 4.1.8.2.7.
5.1.8.4 В рамках ИПРП каждый ребенок и семья, должны получать услуги, перечисленные в п.п. 4.1.8.2.1, 4.1.8.2.8, 4.1.8.2.9, а также те услуги из перечисленных в п.п. 4.1.8.2.2 - 4.1.8.2.7, которые предусмотрены в ИПРП, исходя из нуждаемости ребенка и семьи.
5.1.9 Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах:
- при посещении потребителями организации-поставщика услуг ранней помощи;
- в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в организации здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения;
- в очной или дистанционной формах;
- в индивидуальной и групповой формах.
5.1.10 Услуги ранней помощи могут предоставляться потребителям одним специалистом или одновременно несколькими специалистами разного профиля.
5.1.11 Услуги ранней помощи могут предоставляться потребителям в рамках ИПРП одной или несколькими организациями (в порядке взаимодополнения).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей