4. Контроль полноты и своевременности принятия мер по представлениям Счетной палаты Российской Федерации

4. Контроль полноты и своевременности принятия мер

по представлениям Счетной палаты Российской Федерации

4.1. Представления Счетной палаты, подготовленные по основаниям, изложенным в статье 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", и в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СГА 101), принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются аудиторами Счетной палаты либо Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.

4.2. Контроль за выполнением представлений Счетной палаты включает в себя:

анализ результатов выполнения представлений Счетной палаты;

снятие выполненных представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) с контроля;

принятие мер в случаях невыполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов), несоблюдения сроков их выполнения.

4.3. Контроль за выполнением представлений Счетной палаты осуществляют члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по результатам (в ходе) которых были направлены соответствующие представления.

В случае направления представления Счетной палаты по результатам проведенного мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты, общий контроль <1> за выполнением такого представления Счетной палаты осуществляет член Коллегии Счетной палаты, ответственный за обобщение результатов мероприятия, вносивший отчет о результатах мероприятия и проект представления Счетной палаты по результатам мероприятия на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

--------------------------------

<1> Здесь и далее по тексту Стандарта под общим контролем понимается свод информации о выполнении представления Счетной палаты, его отдельного требования (пункта) и предложений по проекту решения Коллегии Счетной палаты.

Непосредственно мероприятия по контролю за выполнением представлений Счетной палаты осуществляются департаментами в составе направлений деятельности Счетной палаты, Сводным департаментом аудита федерального бюджета аппарата Счетной палаты согласно закрепленным полномочиям.

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.4. Анализ результатов выполнения представлений Счетной палаты осуществляется в процессе проведения:

а) мониторинга выполнения представлений Счетной палаты, осуществляемого путем взаимодействия с объектами аудита (контроля), изучения и анализа полученной от них информации о результатах выполнения представлений Счетной палаты;

б) контрольных мероприятий по проверке выполнения представлений Счетной палаты, особенности организации которых отражены в разделе 6 Стандарта.

4.5. Мониторинг выполнения представлений Счетной палаты включает в себя:

контроль соблюдения объектами аудита (контроля) установленных сроков выполнения представлений Счетной палаты и информирования Счетной палаты о мерах, принятых по результатам их выполнения;

анализ результатов выполнения объектами аудита (контроля) требований, содержащихся в представлениях Счетной палаты.

4.5.1. Контроль за соблюдением сроков выполнения представлений Счетной палаты состоит в сопоставлении фактических сроков выполнения представлений Счетной палаты со сроками, указанными в этих представлениях.

Фактические сроки выполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) определяются по дате, указанной в документах объекта аудита (контроля), представленных им в Счетную палату в подтверждение принятых мер по результатам выполнения представления Счетной палаты (отдельного требования (пункта), а если исходя из содержания документов такую дату определить не имеется возможности, то по исходящей дате документов о принятых мерах по результатам выполнения представления Счетной палаты (отдельного требования (пункта).

4.5.2. Анализ результатов выполнения объектами аудита (контроля) представлений Счетной палаты включает в себя:

анализ и оценку своевременности и полноты выполнения требований, содержащихся в представлениях Счетной палаты, выполнения запланированных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также причин и условий таких нарушений;

анализ соответствия мер, принятых объектом аудита (контроля), содержанию представлений Счетной палаты;

анализ причин невыполнения требований, содержащихся в представлениях Счетной палаты.

4.5.3. В ходе осуществления мониторинга выполнения представлений Счетной палаты от объектов аудита (контроля) в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" может быть запрошена необходимая информация, документы и материалы о ходе и результатах выполнения содержащихся в них требований.

4.5.4. По итогам анализа результатов выполнения объектами аудита (контроля) представлений Счетной палаты оценивается полнота, качество и своевременность выполнения содержащихся в них требований по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе причин и условий таких недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

(в ред. Постановления от 14.04.2023 N 2ПК)

Оценка результативности выполнения требований, содержащихся в представлениях Счетной палаты, в виде соответствующей информации включается в ежегодный отчет о работе Счетной палаты, а также в отчеты о работе Счетной палаты по направлениям деятельности Счетной палаты.

4.5.5. Вопросы о выполнении представлений Счетной палаты, отдельных требований (пунктов) представления, если для них установлен более ранний срок выполнения, чем на выполнение представления в целом, рассматриваются в установленном порядке на заседании Коллегии Счетной палаты.

Члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, не позднее 15 рабочих дней со дня истечения срока выполнения представления Счетной палаты (отдельного его требования (пункта) направляют Председателю Счетной палаты информацию с предложениями по проектам решений Коллегии Счетной палаты:

о снятии с контроля выполненных представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) <2> с письменным обоснованием целесообразности снятия с контроля;

--------------------------------

<2> Члены Коллегии Счетной палаты также вправе внести на рассмотрение Коллегии Счетной палаты вопрос о снятии с контроля представления Счетной палаты (отдельного требования (пункта) в части требований по устранению выявленных недостатков, в том числе по представлениям, принятым Коллегией Счетной палаты до вступления в силу Федерального закона от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

о продлении срока контроля за выполнением представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) с обоснованием причин;

о направлении руководителям объектов аудита (контроля) обязательных для выполнения предписаний Счетной палаты в случаях невыполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) (с приложением согласованного с Правовым департаментом аппарата Счетной палаты проекта предписания Счетной палаты) <3>.

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

--------------------------------

<3> Согласование проекта предписания Счетной палаты осуществляется в соответствии с Регламентом Счетной палаты и Инструкцией по делопроизводству.

Кроме того, член Коллегии Счетной палаты может подготовить предложение о проведении контрольного мероприятия, определенного в разделе 6 Стандарта, по проверке выполнения представления Счетной палаты.

В случае направления представления Счетной палаты по результатам контрольного мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты, члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за его проведение, не позднее 12 рабочих дней со дня истечения срока выполнения представления Счетной палаты (отдельного его требования (пункта) направляют члену Коллегии Счетной палаты, осуществляющему общий контроль за выполнением представления Счетной палаты, информацию в части своей компетенции с предложениями по проекту решения Коллегии Счетной палаты, предусмотренную абзацами третьим - пятым настоящего пункта, в том числе с приложением согласованного с Правовым департаментом аппарата Счетной палаты проекта предписания Счетной палаты, если подготавливается соответствующее предложение о его направлении.

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

Член Коллегии Счетной палаты, осуществляющий контроль (общий контроль) за выполнением представления Счетной палаты, докладывает на заседании Коллегии Счетной палаты о необходимости направления предписания Счетной палаты.

Информация о результатах выполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) с предложениями по проектам решений Коллегии Счетной палаты формируется в комплексе программных средств "Система планирования, контроля исполнения и информационного обеспечения деятельности инспекций Счетной палаты Российской Федерации "ККМ СП-АУДИТ" (далее - КПС "ККМ СП-АУДИТ") по форме, приведенной в приложении N 1 к Стандарту.

При формировании информации о результатах выполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов) обращается особое внимание на сведения и данные, содержащие ссылки на документы с датами, предшествующими дате окончания соответствующего контрольного мероприятия. При установлении таких фактов сведения и данные, представленные объектом аудита (контроля) в подтверждение принятых им мер, подлежат дополнительному изучению и оценке.

(абзац введен Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

Факты устранения объектами аудита (контроля) недостоверности бюджетной отчетности должны подтверждаться информацией, полученной Счетной палатой от Федерального казначейства или от объекта аудита (контроля), с подтверждением от Федерального казначейства.

(абзац введен Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

При обращении руководителей объектов аудита (контроля) в суды и правоохранительные органы при выполнении отдельных требований (пунктов) представлений Счетной палаты решение об их выполнении и снятии с контроля может быть принято на основании полученных материалов, подтверждающих факты принятия исковых заявлений судами, копий постановлений о возбуждении уголовных дел и иных материалов.

При выполнении (снятии с контроля) всех требований (пунктов) представление Счетной палаты снимается с контроля в целом. Проект решения Коллегии Счетной палаты о снятии с контроля представления Счетной палаты подготавливается на основании документов, подтверждающих выполнение представления Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты по предложениям членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принимает решение о рассмотрении Коллегией Счетной палаты информации о результатах выполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов).

Коллегия Счетной палаты по итогам рассмотрения указанной информации принимает решения о снятии с контроля представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов), продлении сроков контроля за их выполнением или о подготовке и направлении предписаний Счетной палаты руководителям объектов аудита (контроля), не выполнившим представления Счетной палаты (отдельные требования (пункты).

Информация о выполнении представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов), рассмотренная Коллегией Счетной палаты, включается в информацию, ежеквартально направляемую в Совет Федерации и Государственную Думу.

(абзац введен Постановлением Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

4.6. Информация о решениях Коллегии Счетной палаты, принятых по итогам рассмотрения предложений по представлениям Счетной палаты, направленным за подписью Председателя Счетной палаты (заместителя Председателя Счетной палаты), отражается в КПС "ККМ СП-АУДИТ" сотрудниками Департамента управления делами и документооборота аппарата Счетной палаты, а по представлениям, направленным за подписью аудиторов Счетной палаты, - сотрудниками соответствующих департаментов в составе направлений деятельности Счетной палаты.

(в ред. Постановления от 14.04.2023 N 2ПК)

4.7. Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза.

Продление срока выполнения представления Счетной палаты, направленного по результатам контрольного мероприятия, осуществляется с учетом того, что срок выполнения представления Счетной палаты (отдельного требования (пункта) не должен превышать шести месяцев (суммарно с учетом однократного продления срока выполнения представления), если иное не будет установлено Коллегией Счетной палаты.

4.8. Днем окончания контроля за выполнением представления Счетной палаты (отдельного требования (пункта) является дата принятия решения о снятии его с контроля.

Члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, не позднее трех рабочих дней со дня поступления протокола заседания Коллегии в систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота "Дело" (далее - САДЭД "Дело"), если иное не будет установлено Коллегией, информируют объекты аудита (контроля) о снятии с контроля представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов), о продлении срока выполнения представлений Счетной палаты (отдельных требований (пунктов), ранее направленных им по решению Коллегии Счетной палаты.