Приложение 10

НОРМЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Браковка находящихся в работе стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки.

Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА

СВИВКИ КАНАТА, ПРИ КОТОРОМ КАНАТ

ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН

┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│Первоначальный │ Конструкция каната │

│коэффициент за-├────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤

│паса прочности │6 x 19 = 114│6 x 37 = │6 x 61 = │18 x 19 = │

│при установлен-│+ 1ос <**> │222 + 1ос │366 + 1ос │342 + 1ос │

│ном Правилами ├────────────┴────────────┴────────────┴────────────┤

│отношении │ Свивка │

│D : d <*> ├─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┤

│ │крес-│одно- │крес-│одно- │крес-│одно- │крес-│одно- │

│ │товая│сто- │товая│сто- │товая│сто- │товая│сто- │

│ │ │ронняя│ │ронняя│ │ронняя│ │ронняя│

├───────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┤

│До 6 │ 12 │ 6 │ 22 │ 11 │ 36 │ 18 │ 36 │ 18 │

│Свыше 6 до 7 │ 14 │ 7 │ 26 │ 13 │ 38 │ 19 │ 38 │ 19 │

│Свыше 7 │ 16 │ 8 │ 30 │ 15 │ 40 │ 20 │ 40 │ 20 │

└───────────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┘

--------------------------------

<*> D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.

<**> ос - органический сердечник.

2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхность какой-либо пряди (см. рисунок (не приводится), где I - канат крестовой свивки; II - канат односторонней свивки) наносят метку (точка а), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в его сечении (например, шесть в шестипрядном канате), и на следующую после отсчета прядь (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка б). Расстояние между метками (точками а и б) принимается за шаг свивки каната. У многопрядных тросов (например, у каната конструкции 18 x 19 = 342 с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном.

Шаг свивки определяется по числу прядей в наружном слое.

3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 x 19 = 114 с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем за норму браковки принимается условное число обрывов, т.е. при подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а толстой - за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 x 1 + 5 x 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1) и, следовательно, канат бракуется.

4. Число проволок на одном шаге свивки как признак браковки каната, конструкция которого не приведена в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении. Например, для каната конструкции 8 x 9 = 152 с одним органическим сердечником ближайшим является канат 6 x 19 = 114 с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 x 19 = 114 умножить на коэффициент 96 : 72 = 1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей канатов указанных конструкций соответственно.

Число проволок в наружных слоях прядей берется из соответствующего государственного стандарта или определяется путем подсчета на канате.

5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки, чем указано в табл. 1.

6. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

Таблица 2

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Уменьшение диаметра проволок │Число обрывов проволок на шаге │

│ в результате поверхностного │ свивки, % от норм, указанных │

│ износа или коррозии, % │ в табл. 1

├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│ 10 │ 85 │

│ 15 │ 75 │

│ 20 │ 70 │

│ 25 │ 60 │

│ 30 и более │ 50 │

└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяются микрометром или иным инструментом, обеспечивающим достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки замеряется у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.

7. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено согласно п. п. 3, 4, 5 и 6 настоящих Норм, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии:

тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров;

смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих Нормах.

8. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.

9. При обнаружении в канате оборванной пряди его дальнейшая эксплуатация запрещается.