Транспортно-логистические услуги

Одним из факторов, определяющих развитие рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ), является поведение его игроков. Именно от него зависит соотношение спроса и предложения, качества и объема оказываемых услуг, основные направления развития и способы решения проблем российского рынка.

В международной практике принята классификация участников рынка ТЛУ (xPL). В ее основе лежит принцип комплексности оказываемых компаниями услуг, степень интеграции деятельности клиента и транспортно-логистической компании. Она имеет пять уровней:

а) 1PL (First Party Logistic) - Автономная логистика.

Все логистические операции выполняет сам грузовладелец;

б) 2PL (Second Party Logistic) - Традиционная логистика.

В предложение компаний уровня 2PL входит узкофункциональный традиционный набор услуг. К ним относятся такие участники рынка как транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры и страховые компании;

в) 3PL (Third Party Logistic) - Комплексный логистический аутсорсинг. Компании уровня 3PL предоставляют широкий сервисный спектр с добавленной стоимостью и привлекают для оказания услуг субподрядчиков. В комплекс услуг входят: организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза и множество других услуг. Компания становится функциональным звеном канала распределения фирмы, работа с клиентами чаще всего строится на основе среднесрочных и долгосрочных контрактов;

г) 4PL (Forth Party Logistic) - Интегрированный логистический аутсорсинг. Основной функцией таких логистических компаний является планирование и координация информационных потоков клиента, оптимизация цепочки поставок. Их отличие от уровня 3PL заключается в применении системного подхода к управлению всеми логистическими бизнес-процессами, координации действий компании и ее ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного взаимодействия и обмена данными;

д) 5PL (Fifth Party Logistic) - "Виртуальная" логистика.

Это "виртуальный" логистический партнер, который обладает всей информацией о логистических возможностях участников рынка и имеет высокотехнологичный IT-продукт, позволяющий строить самые оптимальные логистические цепочки. При этом собственных материальных, финансовых, рабочих и др. ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть.

Так как в основе данной классификации лежит уровень интеграции оказываемых услуг от наиболее простых к комплексным, то эти уровни возможно рассматривать еще и в качестве основных этапов, которые проходит в своем развитии участник рынка ТЛУ. В таком случае доля рынка каждой из групп характеризует степень развитости услуг соответствующего уровня, а соотношение долей иллюстрирует уровень развития рынка ТЛУ в стране.

Компании уровня 3PL позволяют предприятиям сосредоточиться на своих основных видах деятельности, таких как НИОКР, производство и стратегическое планирование, снижая затраты на логистические задачи, что положительно влияет на показатели компаний и рост промышленности в целом. Особенно это важно для малого и среднего бизнеса, который не может позволить себе организовать распределенную сеть поставки и хранения продукции.

Главным решением проблемы приближения современных транспортно-логистических компаний к уровню мировых стандартов является выход на новый уровень развития отечественной транспортной логистики, что предполагает переход российского рынка ТЛУ на более высокий этап развития.

Внедрение современных технологий на рынке ТЛУ будет способствовать:

а) снижению трудовых издержек;

б) минимизации ошибок, связанных с человеческим фактором;

в) повышению безопасности и сохранности грузов;

г) экономии топлива/энергии (автоматический выбор оптимальных маршрутов с учетом загруженности транспортных путей, организация группового движения, оптимизация режима работы двигателя, отсутствие перерывов в работе, связанных с человеческим фактором).

Создание эффективной распределенной транспортно-логистической структуры может оказать существенное позитивное влияние на развитие экономики и стать эффективным инструментом стимулирования экономического роста страны, позволяющим вывести отечественную экономику из рецессии. Так, согласно данным агентства Boston Consulting Group, при сокращении транспортных и логистических издержек до 11% в структуре ВВП, страна может высвободить до 180 млрд. долларов финансовых ресурсов ежегодно <66>.

--------------------------------

<66> Прогноз развития Российской экономики до 2018 года//Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала: Исследовательское агентство The Boston Consulting Group. 2014.

Однако, без государственной поддержки как в части разработки соответствующей нормативно-правовой базы, которая позволит развивать цифровые сервисы, сократив бумажный документооборот, так и в части монетарной поддержки компаний разработчиков, развитие национальной системы ТЛУ невозможно. Поэтому для достижения максимального результата государством необходимо предпринять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и поддержанию формированию безбарьерной среды, создавать условия для консолидации рынка и развития партнерств с привлечением частных инвестиций на развитие инфраструктуры страны. В свою очередь, главной задачей для транспортно-логистических компаний является объединение рынка ТЛУ с целью повышения качества, безопасности и эффективности услуг, развитие эффективной транспортно-логистической инфраструктуры.