Интеллектуальная городская мобильность

По оценкам ООН, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Одним из важнейших аспектов организации комфортного городского пространства является обеспечение транспортной доступности во все районы города. В наши дни мобильность стала таким же важным условием социальной интеграции как жилье, здравоохранение или образование. Необходимо обеспечить право на передвижение граждан независимо от их возраста, пола, уровня доходов, степени интеграции, физических возможностей или места проживания.

Начальной стадией развития рынка городской мобильности можно считать появление множества конкурирующих компаний, представляющих транспортные сервисы по новым бизнес моделям, онлайн-бронирование, аренда транспортных средств у других людей и составление оптимальных маршрутов.

Второй стадией развития концепции транспортной мобильности можно считать появление агрегаторов и интеграторов транспортных сервисов.

С развитием технологий беспилотного доступа, подобный транспорт все больше будет заменять традиционные автомобили с водителями. Это поможет владельцам парков транспортных средств обеспечить растущие потребности горожан в транспортных сервисах в удобное для них время, поскольку рабочий день роботов не ограничен. Согласно оценкам аналитиков, уже в 2020 - 2022 году маршруты, которые обслуживают исключительно беспилотные автомобили, появятся повсеместно сначала на закрытых территориях, а затем и на дорогах общего пользования. Комбинация обозначенных ранее трендов использования сервисов вместо владения персональным транспортом и развитие технологий беспилотного вождения формирует третий этап развития рынка интеллектуальной городской мобильности - экосистему "пассажирской экономики" <65>.

--------------------------------

<65> Intel & Strategy Analytics. Accelerating the Future: The Economic Impact of Emerging Passenger Economy, 2016.

Уже сегодня ряд тенденций можно назвать признаками формирующегося рынка "пассажирской экономики", такие как:

а) предоставление автопроизводителями персональных автомобилей в аренду вместо продажи;

б) транспортные сервисы по требованию;

в) транспортные услуги как часть компенсационного пакета, например, корпоративный шаттл для преодоления "последней мили" или отказ от собственного автопарка в пользу контракта с оператором транспортных сервисов;

г) инвестиции автопроизводителей в операторов транспортных сервисов и технологическое партнерство;

д) развитие электронных и мобильных финансовых сервисов и коммерции, в том числе с возможностью осуществлять доставку товара в автомобиль.

И т.д.