Телематические транспортные и информационные системы

История систем на основе телематики на транспорте началась в 1980 годах с охранно-поисковых систем и систем управления автопарком. Поскольку в это время наземные сети подвижной радиотелефонной связи были развиты достаточно плохо, а их использование требовало значительных затрат, то первые системы на основе телематики использовали специализированные сети или спутниковую связь.

Одним из наиболее заметных проектов этого периода стала система OnStar компании General Motors. Система переустанавливалась на все автомобили производства GM в условиях производства, и могла быть использована для навигации, охранно-поисковых услуг, помощи в экстренной ситуации, техпомощи на дороге, удаленной диагностики автомобиля и других услуг.

Отключение функции "Избирательная доступность" системы GPS, которая обеспечивала намеренное искажение сигналов спутниковой системы, вывело телематические транспортные системы на новый уровень. В настоящее время, помимо сигналов системы GPS, массовому потребителю доступны сигналы российской системы ГЛОНАСС, европейская система GALILEO и китайской "Бэйдоу". Увеличение числа орбитальных группировок, предоставляющих навигационные сигналы, позитивно повлияло на степень доступности навигационного решения.

В конце 2000-х - начале 2010-х было инициировано несколько проектов государственного масштаба, нацеленных на обязательное внедрение некоторых функций и услуг на всех транспортных средствах. В первую очередь к этим проектам относятся eCall в Европейском союзе, "ЭРА-ГЛОНАСС" в Российской Федерации и других странах Таможенного союза, SIMRAV в Бразилии. Именно ЭРА-ГЛОНАСС в России является одним из основных драйверов рынка подключенных автомобилей.

Анализ сегмента рынка Автонет "Телематические транспортные и информационные системы" показывает неравномерный уровень развития технологий в различных подсегментах. С одной стороны, благодаря государственным инфраструктурным проектам и инициативам обеспечивается высокий уровень проникновения подключенных устройств в транспортных средствах. С другой стороны, функции с разных устройств частично дублируют друг друга и ни одно устройство не имеет доступ ко всем группам данных. Российский рынок транспортной телематики в сильно фрагментирован: большое количество устройств и игроков, сложные и дорогие услуги, которые водители ожидают получать бесплатно. Автопроизводители ограничивают доступ к данным штатных систем, страховые компании, дилеры, сервисы, операторы управления автопарком предлагают собственные устройства и платформы в дополнение к системам, требуемым по законодательству. Фрагментация создает риски доступа, увеличивает стоимость и сложность для водителя. Минимум три устройства с каналами связи по требованию законодательства в дополнение к системам мониторинга автопарка, мониторинга грузов и традиционным СВ радиостанциям. Из-за различных требований законодательства объединить все устройства в одно сложно. Конкуренция не единственный драйвер фрагментации. Разрозненное регулирование устройств и типов ТС, на которые они должны устанавливаться, делает совмещение этих устройств экономически невыгодным. Самой востребованной функцией штатной системы ТС является интеграция со смартфоном, которая позволяет объединить "зоопарк технологий".

За последнее десятилетие многие иностранные автопроизводители открыли сборочные площадки в нашей стране, что во многом привело к увеличению доли продаж иномарок российской сборки. Однако, вместе с производством иностранных автомобилей в Россию импортируются и технологии, причем, не самые последние достижения. Зачастую на российский рынок выводятся новинки, существующие на локальных рынках год и более. Отсутствие российских технологий не только углубляет зависимость от импорта, но и замедляет развитие страны в целом.

Таким образом, при отсутствии должных мер по стимулированию развития технологий подключенных и автономных автомобилей Российские потребители со временем будут вынуждены полностью перейти на импортные системы помощи водителю, беспилотные системы наземного автотранспорта при полном вымывании с рынка продукции российского производства по причине отсутствия свойств, востребованных потребителями, что в конечном итоге может привести к полной деградации отрасли и повышению уровню безработицы в стране. На конец 2016 года в автомобильной промышленности было занято около 500 тыс. человек на более чем 400 предприятиях, которые в совокупности приносят примерно 0,45% ВВП <64>.

--------------------------------

<64> Тенденции развития автомобильной промышленности, результаты 2014 - 2015 годов и среднесрочные перспективы развития отрасли. Минэкономразвития, 2016.

Вторым, но не менее значимым риском при отсутствии отечественных разработок в области беспилотного и подключенного транспорта может стать государственная безопасность, поскольку контроль за транспортной системой будет находиться полностью в руках импортных корпораций - производителей автомобилей и компьютерных платформ.

Развитие и внедрение телематических транспортных и информационных систем позволит обеспечить технологические, экономические, законодательные и иные предпосылки для масштабного внедрения цифровых новых сервисов в автомобиле и станет основой для развития других сегментов.