1.4. Информация о мерах по совершенствованию правового и технического регулирования в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты")

1.4. Информация о мерах по совершенствованию правового

и технического регулирования в целях обеспечения реализации

плана мероприятий ("дорожной карты")

Одной из целевых задач реализации дорожной карты "Автонет" является снятие нормативно-правовых ограничений и барьеров развития рынков "Автонет", которая будет решаться в рамках реализации мероприятий дорожной карты по совершенствованию законодательства и снятию административных барьеров в целях реализации Национальной технологической инициативы (план мероприятий ("дорожная карта") НТИ "Автонет", разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Достижение указанных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:

1) формирование необходимого нормативного правового регулирования, обеспечивающего минимальный необходимый объем норм для вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, реализацию новых бизнес-моделей, а также условия для разработки и продвижения передовых технологических решений в соответствии с планом мероприятий "Автонет", устраняющего правовую неопределенность при развитии новых рынков и сохранении рационального баланса, позволяющего избежать избыточного регулирования и введения ограничений для создания и развития рынков, возникающих в результате реализации плана мероприятий "Автонет";

2) корректировка и (или) опережающее принятие новых технических требований (технических регламентов и стандартов), позволяющих, с одной стороны, обеспечить гарантии качества создаваемой продукции и безопасность общества при ее потреблении и, как следствие, стимулировать развитие рынка технологий (продуктов, услуг) и в перспективе обеспечить глобальный экспорт отечественной продукции и соответствующих технологий, с другой - своевременно устранять правовые ограничения, препятствующие применению новых технологий в сферах реализации плана мероприятий "Автонет".

Нормативное правовое и нормативно-техническое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением научно-исследовательской, опытно-конструкторской и хозяйственной деятельности в сферах "Автонет" базируется на нормах международного права и актах национального законодательства. Законодательство в сфере технического регулирования формируется на наднациональном уровне ЕАЭС.

В рамках реализации мероприятий "дорожной карты" "дорожной карты" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы (план мероприятий ("дорожная карта") Национальной технологической инициативы "Автонет") будут обеспечены разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза (в том числе о внесении изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза), принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров.

Мероприятия дорожной карты по совершенствованию законодательства и снятию административных барьеров направлены на создание условий для вывода на рынок "Автонет" новых продуктов и услуг, внедрения инновационных технологических решений и применения новых бизнес-моделей, и прочих мероприятий, предусмотренных дорожной картой "Автонет".

При реализации мероприятий настоящей дорожной карты будет осуществлен вывод на рынок ряда новых видов продукции, например, таких как транспортные средства с высокой степенью автоматизации управления. В настоящее время вывод такой продукции в обращение на территории Российской Федерации невозможен в связи с отсутствием сформулированных в технических регламентах требований к ним (в части систем автоматизации управления), отсутствия необходимых стандартов, не определенным порядком подтверждения соответствия. Принимая во внимание, что эксплуатация колесных транспортных средств в большинстве случаев осуществляется на дорогах общего пользования, также должны быть урегулированы вопросы, связанные с порядком эксплуатации таких транспортных средств на дорогах общего пользования, кроме того имеется ряд дополнительных предметов регулирования, которые должны найти свое отражение в правовых нормах - вопросы разделения ответственности за ущерб, который может быть причинен жизни и здоровью людей, имуществу, при эксплуатации транспортных средств с высокой степенью автоматизации управления и прочие.

Аналогичные ограничения и барьеры для вывода на рынок имеются в отношении элементов информационных систем автотранспортной телематики как на уровне бортовых систем транспортного средства, так и на уровне инфраструктуры автомобильных дорог. Необходимо внести дополнения в технические регламенты, перечни стандартов, разработать новые, а в ряде случаев дополнить существующие стандарты.

Такая нормотворческая деятельность в отношении новых видов продукции в сегментах "Автонет" должна быть гармонизирована с соответствующими процессами, происходящими в области международного законодательства и национальных законодательств других стран, в том числе в связи с тем, что одной из важных задач настоящей Дорожной карты является обеспечение международной экспансии продуктов, являющихся результатами выполнения ее мероприятий.

Одной из ключевых задач дорожной карты является создание уникального национального массива данных о колесных транспортных средствах, их жизненном цикле, состоянии, поведении на дороге, включая действия водителя, а также о дорожной инфраструктуре. Этот актуализируемый массив данных позволит обеспечить опережающее развитие технологий в сферах "Автонет", включая технологии активной помощи водителю (ADAS), технологии V2X, технологии оценки поведения водителя с помощью телематических данных, "умное" страхование, технологии, обеспечивающие максимальное проникновение безопасных моделей совместного использования транспортных средств, а также взрывное увеличение количества новых хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность с использованием новых бизнес-моделей и оказывающих новые виды услуг с использованием данных, формируемых автомобилем и данными об автомобиле. Создание такого массива данных многократно повысит качество уже оказываемых услуг в сферах "Автонет". С точки зрения государственного управления формирование такого доверенного массива информации позволит скачкообразно повысить качество выполнения государственных контрольных и надзорных полномочий. Существенно снизится влияние человеческого фактора при принятии решений о привлечении к ответственности лиц, нарушающих нормы законодательства.

Для создания массива данных, объем которых позволит достичь описанных выше результатов необходимо внесение изменений в действующее законодательство, причем необходимо принимать как императивные нормы (по вопросам, связанным с формированием, обработкой и использованием данных для нужд государственного управления, применением мер наказания, обеспечением безопасности при эксплуатации транспортных средств), так и нормы "мягкого" права, стимулирующие владельцев транспортных средств к предоставлению доступа к информации о транспортном средстве, поведении водителя, состоянии инфраструктуры, которые фиксируются принадлежащим им автомобилем. Примером такого регулирования может быть внесение изменений в законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие в связи со страхованием автомобиля и ответственности водителя и перевозчика, которые позволят использовать данные телематика для внедрения бизнес-моделей "умного" страхования, страхования по запросу и проч.

Для обеспечения юридический значимости информации, ее корректность и защита должны быть обеспечены во всей цепочке от ее формирования до предоставления в формате, необходимом для принятия решения. На уровне формирования информации необходимо обеспечить соответствие метрологических характеристик аппаратных и программных (аппаратно-программных) средств, установленных на борту транспортного средства, объекте дорожной и (или) транспортной инфраструктуры необходимым характеристикам. Такие характеристики должны быть закреплены в соответствующих нормативных правовых актах и актах технического регулирования. Такие средства должны проходить обязательное подтверждение соответствия либо по процедуре, предусмотренной законодательством о техническом регулировании (обязательная сертификация), либо законодательством об обеспечении единства измерений (отнесение к средствам измерения, затем поверка средства измерения).

Передача и обработка информации должна осуществляться по защищенным каналам связи, доверенными информационными системами. Должна быть исключена возможность подмены, удаления или дискредитации информации. В законодательстве должны быть установлены требования к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, которые будут использоваться для передачи и обработки национального массива автомобильных данных.

Оказание новых услуг и применение новых бизнес-моделей в сегментах "Автонет" потребует внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие оказание услуг в соответствующих сферах.

Так, необходимо предусмотреть возможность формирования и использования документов, подтверждающих оказание услуг в электронной форме. Это необходимо в том числе для дальнейшего использования колесных транспортных средств с максимальной степенью автоматизации управления (без присутствия водителя), как минимум в сфере грузовых перевозок. Такая форма документа должна быть предусмотрена для товарно-транспортной накладной, путевого листа и проч. Должна быть также предусмотрена возможность внесения корректировки в транспортные документы в ходе осуществления перевозки. Современные логистические технологии уже позволяют, а их развитие в рамках настоящей Дорожной карты многократно увеличит их возможности, планировать и осуществлять перевозку с заменой тягача, прицепа, водителя, однако законодательные ограничения не позволяют легитимно документировать такую перевозку в режиме онлайн. Необходимо пересмотреть требования по весо-габаритным ограничениям, количеству используемых прицепов.

В сфере пассажирских перевозок дорожная карта предусматривает создание новых решений, оказание качественно новых услуг для пассажиров, однако имеющиеся законодательные ограничения препятствуют выводу их на рынок перевозок. Так, использование планируемых к разработке и масштабированию в рамках настоящей Дорожной карты бизнес-моделей заказных перевозок по запросу логично предполагает реализацию возможности формирования стоимости поездки в момент ее окончания (в зависимости от протяженности маршрута, к примеру), однако правилами перевозки в настоящее время предусмотрено, что билет должен быть предоставлен пассажиру при посадке в транспортное средство, а обязательным его реквизитом является цена. Необходимо проработать вопрос снятия административных барьеров для использования биометрических данных пассажиров при осуществлении перевозки. Это позволит сформировать и в дальнейшем использовать в том числе для оказания услуг по новым бизнес-моделям и обеспечения транспортной безопасности уникальный объем данных.

Важной задачей настоящей дорожной карты является формирование новых рынков в сферах "Автонет". В качестве такого формирования рассматривается также создание легального рынка там, где доля "серых" операций в настоящее время превышает 70 процентов. Одним из таких рынков является продажа автомобилей с пробегом. Операции по перепродаже проводят физические лица - перекупщики, не отвечающие за качество и техническое состояние транспортных средств. При этом нередки случаи продажи транспортных средств в том числе с измененной геометрией кузова. При попадании таких автомобилей в дорожно-транспортное происшествие даже небольшой тяжести возникают серьезнейшие последствия для жизни и здоровья пассажиров, которых не возникло бы в случае исправного технического состояния автомобиля. Такие неисправности невозможно обнаружить при визуальном осмотре транспортного средства. Показания одометров в массовом порядке изменяются недобросовестными владельцами и перекупщиками. Для формирования рынка автомобилей с пробегом необходимо формирование соответствующей нормативной правовой базы. Основу такого законодательства составляют нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы электронных паспортов транспортных средств. Развитие технологий в рамках настоящей Дорожной карты позволит создать 3D скан автомобиля, который в синергии с электронным паспортом транспортного средства, позволяющим однозначно идентифицировать автомобиль и зафиксировать события, происходящие с ним с момента ввода в обращение до утилизации позволит фиксировать произошедшие изменения, вплоть до дефектов лакокрасочного покрытия. Для массового внедрения указанных технологий, а как следствие формирования нового рынка, новых услуг и бизнес-моделей необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов. Необходимо законодательно закрепить механизм и порядок регулярной фиксации в доверенной информационной системе показаний одометра. Необходимы требования к субъектам, которые могут заниматься такими операциями, должна быть установлена их ответственность, в том числе за техническое состояние передаваемого покупателю транспортного средства. Должны быть созданы доверенные механизмы расчета справедливой остаточной стоимости автомобиля. Реализация мероприятий настоящей ДК позволит создать необходимое нормативное правовое и нормативное техническое обеспечение исполнения плана мероприятий НТИ "Автонет" в установленные сроки.

В рамках реализации плана мероприятий по совершенствованию законодательства и снятию административных барьеров в целях реализации Национальной технологической инициативы будут осуществляться следующие основные мероприятия:

1. осуществление мониторинга информационных ресурсов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов Евразийского экономического союза, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на которых для целей общественного (публичного) обсуждения размещаются проекты нормативных правовых актов и актов технического регулирования, принятие (издание) которых может оказать влияние на реализацию дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы, плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства Российской Федерации и устранению административных барьеров и (или) проектов дорожной карты "Автонет" НТИ;

2. проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования, принятие (издание) которых может оказать влияние на реализацию дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы, плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства Российской Федерации и устранению административных барьеров и (или) проектов дорожной карты "Автонет" НТИ; подготовка заключений рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Автонет" на указанные проекты нормативных правовых актов и актов технического регулирования, включая проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предложений по изменению технических регламентов, межгосударственных и национальных стандартов; подготовка предложений по корректировке указанных проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования в интересах реализации дорожной карты "Автонет" НТИ;

3. организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Автонет", участие экспертов Инфраструктурного центра в заседаниях указанной рабочей группы;

4. разработка проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования, предусмотренных дорожной картой по совершенствованию законодательства Российской Федерации и устранению административных барьеров и (или) проектов дорожной карты "Автонет" НТИ; обосновывающих материалов к указанным проектам, включая финансово-экономическое обоснование, перечни нормативных правовых актов, подлежащие изменению в связи с принятием соответствующего нормативного правового акта, проекты подзаконных нормативных правовых актов и проч.;

5. сопровождение общественного ("публичного") обсуждения проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования;

6. сопровождение согласования проектов нормативных правовых актов и актов технического регулирования с Проектным офисом Национальной технологической инициативы, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Аппарата Правительства Российской Федерации, Управлений Администрации Президента Российской Федерации, органами Евразийского экономического союза, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, участие в согласительных совещаниях, подготовка таблиц разногласий и проч. материалов;

7. мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой по совершенствованию законодательства Российской Федерации и устранению административных барьеров и (или) проектов дорожной карты "Автонет" НТИ, разработка предложений ее по изменению; сопровождение согласования предложенных изменений в Проектном офисе Национальной технологической инициативы, уполномоченных федеральных органах исполнительной власти и Аппарате Правительства Российской Федерации:

8. подготовка предложений для формирования ежеквартальных докладов ответственных федеральных органов исполнительной власти о реализации мероприятий дорожной карты по совершенствованию законодательства Российской Федерации и устранению административных барьеров и (или) проектов дорожной карты "Автонет" НТИ в предшествующем квартале, достижении ожидаемых результатов реализации указанной дорожной карты, а при возникновении рисков недостижения или несвоевременного достижения ожидаемых результатов указанной дорожной карты либо других рисков - о причинах возникновения таких рисков и предложения по дополнительным мерам, обеспечивающим достижение указанных результатов либо устранение (минимизацию) возникших рисков.

Ожидаемым результатом реализации настоящей ДК является создание необходимого нормативного правового регулирования для:

а) создания и внедрения новых технологий, продуктов и услуг на рынках НТИ "Автонет", возникающих в результате реализации плана мероприятий НТИ "Автонет";

б) расширения качества и количества услуг в сфере перевозок автомобильным транспортом, которые оказываются по новым бизнес-моделям;

в) агрегации и эффективного применения "больших данных" (BigData), формируемых колесными транспортными средствами, эксплуатируемыми на территории Российской Федерации, формирования и модернизации инфраструктуры сбора, обработки, хранения и предоставления таких данных по различным каналам связи;

г) разработки методов и средств оптимального автоматизированного управления дорожным движением, выбора оптимального маршрута движения каждого автотранспортного средства, передавшего в телематическую транспортную систему информацию о пункте назначения в поездке, а также оптимизации использования парков автотранспортных средств для перевозок грузов, пассажиров и решения иных задач на основах массивов "больших данных" о движении всех автотранспортных средств, оснащенных телематическими терминалами;

д) обеспечения развития технологий телематических транспортных систем и интеллектуальных автомобильных систем и услуг на их основе, оказываемых по новым прогрессивным бизнес-моделям, в том числе в целях повышения безопасности дорожного движения;

е) обеспечения развития технологий активной помощи водителю (оператору, машинисту), технологий автономного вождения и выполнения технологических операций, а также применения соответствующих технологий в различных секторах экономики (включая нишевые - складская логистика, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, содержание автомобильных дорог, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);

ж) обеспечения развития технологий повышения точности и надежности позиционирования и цифровой картографии;

з) дальнейшего развития технологий связи и кибербезопасности.

В рамках реализации мероприятий настоящей ДК будут обеспечены разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза (в том числе о внесении изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза), принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров.

Реализация мероприятий настоящей ДК будет осуществляться поэтапно с 2017 по 2035 годы.