Инфраструктурные проекты

История систем на основе телематики на транспорте началась в 1980 годах. В это время появились две категории таких систем: охранно-поисковые системы и системы управления автопарком. Поскольку в это время наземные сети подвижной радиотелефонной связи были развиты достаточно плохо, а их использование требовало значительных затрат, то первые системы на основе телематики использовали специализированные сети или спутниковую связь. К первой категории относились противоугонные системы, такие как LoJack (США) и Ituran (Израиль), использовавшие собственную сеть специализированных базовых станций либо мобильные пеленгаторы для определения местоположения угнанного автомобиля. Ко второй категории относились первые системы управления автопарком, такие как Qualcomm OmniTRACS. Эта система использовала спутниковые сети связи для передачи сообщений и нестандартный механизм определения местоположения по сигналам со спутников. Система OmniTRACS стала первым проектом компании Qualcomm, позднее ставшей мировым лидерам производства чипов для мобильных устройств и обладателем ключевых патентов на технологии мобильной связи третьего и четвертого поколения.

Позднее, в 1990-е годы, многие участники рынка осознали потенциал услуг на основе телематики. Наиболее заметным проектом этого десятилетия стала система OnStar компании General Motors. Система переустанавливалась на все автомобили производства GM в условиях производства, и могла быть использована для навигации, охранно-поисковых услуг, помощи в экстренной ситуации, техпомощи на дороге, удаленной диагностики автомобиля и других услуг.

Ключевой вехой развития систем на основе телематики стали 2000-е годы, когда произошло два важных события. 2 мая 2000 г. была отключена так называемая "избирательная доступность" системы GPS, первой глобальной навигационной спутниковой системы, предоставившей свои сервисы для коммерческих потребителей. "Избирательная доступность" обеспечивала намеренное искажение сигналов спутниковой системы, в результате которого коммерческие GPS-приемники не могли обеспечить точность определения местоположения лучше 50 м в плане и 100 м по высоте. Хотя для некоторых применений (в частности, систем управления автопарком для дальних перевозок) такой точности было достаточно, многие услуги требовали более высокой точности, например, поиск угнанного автомобиля или ставшее впоследствии самым массовым применение - помощь в навигации по маршруту. В результате отмены "избирательной доступности" точность обычных коммерческих навигационных приемников улучшилась до 5 - 15 м в плане. В настоящее время, помимо сигналов системы GPS, массовому потребителю доступны сигналы российской системы ГЛОНАСС. На этапе развертывания находятся европейская система GALILEO и китайская "Бэйдоу". Увеличение числа орбитальных группировок, предоставляющих навигационные сигналы, значительно увеличило степень доступности навигационного решения. Сегодня спутниковые приемники являются неотъемлемой частью любого носимого устройства, от сотового телефона до фотоаппарата. В 2000-е годы появление точной и бесплатной для потребителя технологии определения местоположения послужило значительным толчком развития услуг на основе телематики.

Вторым фактором, оказавшим существенное влияние на автотранспортную сферу, стало развитие услуг сотовой связи. В 2000-х годах сотовая связь стала массовой услугой, тарифы на услуги связи снизились в десятки раз, а число абонентов выросло в сотни и тысячи раз. Существенно расширилось покрытие сотовых сетей, образуя достаточную территорию предоставления услуг связи и услуг телематики, использующих сотовую связь для передачи данных.

В результате на рынке телематических услуг произошел настоящий бум. Во всем мире появились сотни компаний, предоставляющих услуги на основе телематики во всех сегментах транспортных средств. На развитых рынках практически все автопроизводители начали предлагать фирменное решение, которое либо может быть заказано как опция, либо предустановлено на 100% транспортных средств. К 2010-м годам рынок услуг на основе телематики достиг зрелости. По оценкам аналитиков агентств Berg Insight и ABI Research, не менее 12% автомобилей, проданных в 2013 г., было оснащено различными системами на основе телематики. При этом сегмент коммерческих транспортных средств является одним из наиболее зрелых, прогнозируется рост проникновения телематических систем в коммерческих автомобилях до уровня 30% к 2019 г.

В конце 2000-х - начале 2010-х годов ряд услуг на основе телематики, ориентированных на повышение безопасности участников дорожного движения, а также безопасности грузоперевозок, привлек внимание регуляторов в нескольких странах. В этот период было инициировано несколько проектов государственного масштаба, нацеленных на обязательное внедрение некоторых функций и услуг на всех транспортных средствах. В первую очередь к этим проектам относятся eCall в Европейском союзе, "ЭРА-ГЛОНАСС" в Российской Федерации и других странах Таможенного союза, SIMRAV в Бразилии.

Сегодня российская технологическая продукция занимает около 2% мирового рынка. Этот факт оказывает серьезное влияние на уровень нашей конкурентоспособности не только на мировом, но и на собственном российском рынке. Ресурсы глобальных игроков позволяют оказывать давление на внутренние рынки различных стран, фактически не оставляя шансов на конкуренцию и выживание для компаний, замкнутых в национальных границах.

Основой научно-технического задела, существующего в России, в сегментах рынка НТИ Автонет, прежде всего, являются инфраструктурные проекты, где используются технологии телематики, навигации и связи, технологии обеспечения безопасности, а также целый спектр ИТ-решений. Создаваемые и используемые в проектах автоматизированные системы, обеспечивают сбор информации о транспортном средстве, включающей его местоположение, параметры движения, доступные параметры состояния электронных и других систем автомобиля, и передачу этой информации с использованием сетей беспроводной связи в ИТ-систему, обеспечивающей дальнейшую обработку и анализ указанной информации.

Сведения о научно-техническом заделе в сегментах рынка НТИ Автонет приводятся на примерах реализованных в России проектов следующих категорий:

1) государственные инфраструктурные проекты;

2) системы мониторинга транспорта;

3) системы страховой телематики;

4) системы операторов охранно-поисковых систем;

5) проекты автопроизводителей;

6) проекты в области интеллектуальной дорожной инфраструктуры.