Тяговые аккумуляторы для электротранспорта

Основным потребителем тяговых литий-ионных аккумуляторов станет в ближайшее время автомобильная промышленность, так как электротранспорт будет завоевывать все более сильные позиции, особенно в густонаселенных регионах страны.

Научно-технический задел в области разработки и производства литий-ионных аккумуляторов в Российской Федерации на сегодняшний день формируют предприятия, выпускающие такую продукцию.

Общество с ограниченной ответственностью "Литий-ионные технологии" (ООО "Лиотех") - дочернее предприятие ОАО "РОСНАНО". Компания ООО "Лиотех" создавалась для реализации в нашей стране проекта по производству современных литий-ионных аккумуляторов. Запуск производства был осуществлен в декабре 2011 г., мощность - более 1 ГВт*ч в год, что потенциально позволяет оснащать литий-ионными аккумуляторами свыше 5 тыс. единиц электробусов. При производстве аккумуляторов ООО "Лиотех" использует наноструктурированный катодный материал литий-железо-фосфат. Компания ООО "Лиотех" производит линейку современных литий-ионных аккумуляторов номинальной емкости 200 А*ч, 240 А*ч, 300 А*ч, 380 А*ч, 700 А*ч и 770 А*ч. Данные аккумуляторы производятся по лицензии китайской Компания Winston Global Energy Limited. На сегодняшний день данный тип аккумуляторов морально устарел. Кроме того, приводимые ООО "Лиотех" аккумуляторы по своим техническим характеристикам существенно уступают декларируемым, а их стоимость на российском рынке превышает стоимость китайских аккумуляторов той же химической системы.

Открытое Акционерное Общество Верхнеуфалейский завод "Уралэлемент" (ОАО "Уралэлемент") - стратегическое предприятие оборонно-промышленного комплекса, осуществляющее деятельность в сфере разработки и производства химических источников тока различных электрохимических систем. Продукция завода ориентирована для использования в оборонной технике и возможные объемы выпуска литий-ионных аккумуляторов не указываются. Химическая система выпускаемых литий-ионных аккумуляторов не указывается. Выпускаемые ОАО "Уралэлемент" литий-ионные аккумуляторы имеют ограниченную цикличность использования, определяемую спецификой использования, допускают заряд при температурах 15 ~ 25 °C, что вносит определенные ограничения их использования в автомобилестроении.

Первая очередь российско-корейского завода по производству инновационных литиевых аккумуляторов открылась в Грозном. Проект реализован на базе АО "Чеченнефтехимпром" совместно с корейской компанией КОКАМ. С запуском предприятия создано 70 рабочих мест. Персонал прошел обучение в Южной Корее. Проект состоит из двух этапов с общей стоимостью 7,6 млрд, рублей. Сейчас, на первом этапе, организовано производство систем сохранения энергии мощностью 30 МВт*ч в год. На втором этапе предполагается наладить производство литий-аккумуляторов мощностью 125,0 МВт*ч в год. Кроме того, на предприятии планируют выпускать аккумуляторы с отрицательным электродом из графита со сроком службы более 5000 циклов и из нанотитаната лития, которые могут прослужить более 20 000 циклов (что обеспечивает порядка 25 лет эксплуатации на электротранспорте). Такие аккумуляторы из нанотитаната лития можно заряжать при температурах до минус 30 °C. К тому же, импульсным током их можно зарядить на 100% всего за 10 минут. Все производственное оборудование приобретено у южнокорейской компании Kokam Co., Ltd.

Литий-ионные аккумуляторы на основе нанотитаната лития малыми партиями изготавливаются по технологии Kokam Co., Ltd российской компанией ООО "НПО ССК". Необходимо отметить, что выпускаемые предприятием аккумуляторы на основе нанотитаната лития на сегодняшний день являются наиболее перспективными при их использовании в автомобилях с комбинированными энергоустановками (КЭУ) и электромобилях.

"Аккумуляторная компания "Ригель", по своим характеристикам существенно уступают аккумуляторам на основе нанотитаната лития.

Таким образом, анализ основных характеристик современных литий-ионных аккумуляторов показывает перспективность использования в автомобилях с КЭУ и в электротранспорте именно аккумуляторов на основе нанотитаната лития. При этом, исходя из планов производства различных подтипов электротранспорта, и учитывая, что легковой автомобиль с КЭУ должен иметь в своем составе аккумуляторную батарею энергоемкостью около 6-ИО кВт*ч, легковой электромобиль - 25 + 45 кВт*ч, а электробус или грузовой электромобиль около 100 кВт*ч, возможно определить общий годовой объем выпуска аккумуляторов на основе нанотитаната лития.