1.2.1. Основные тренды развития рынка в России и мире

Трансформация автомобильного транспорта и развитие новых направлений в первую очередь обусловлены такими факторами, как повышение требований безопасности, повышение экологических требований и предоставление новых возможностей благодаря подключению транспортных средств к интернету. Ключевыми направлениями развития в автомобильной индустрии стали электромобили, автономные и подключенные автомобили. Также можно видеть тенденцию диверсификации автопроизводителей в транспортные сервисы на основе новых бизнес моделей. Экономика совместного использования меняет отношение пользователей к потребности быть собственником транспортного средства и способствуя развитию нового направления в экономике, в рамках которого транспорт рассматривается лишь как предоставленная услуга по перемещению людей или вещей из точки в точку (Transport-as-a-Service). Это оказывает существенное влияние на автотранспортную область. С одной стороны, увеличивается интенсивность использования автомобиля, а с другой стороны, уменьшается потребность в собственном автомобиле. То есть при общем уменьшении количества автомобилей на дорогах, срок их использования сокращается, способствуя общему обновлению глобального автопарка. Ряд автопроизводителей уже не только инвестировали в сервисы мобильности, но и предложили своим клиентам брать автомобили по подписке. Это новая модель была уже опробована в 2017 году такими автопроизводителями как, например, Volvo и Porshe. В случае Volvo это единственный автомобиль, который можно заменить на новые через 2 - 3 года. Porshe предлагает неограниченное количество замены автомобилей определенных моделей в зависимости от пакета. И в том, и в другом случае в пакет входит набор консьерж сервисов, в рамках которых автомобиль моют, заправляют, проводят техническое обслуживание.

Так, новая стратегия корпорации Daimler называется CASE, представляя 4 основные направления развития: Connected, Autonomus, Shared&Services, Electrified <1>. В стратегии компании BMW также основными направлениями развития являются автономные, подключенные и электрические автомобили, а также сервисы интеллектуальной городской мобильности <2>. В стратегии TOGETHER - Strategy 2025 Volkswagen Group - основными пунктами трансформации основного бизнеса является развитие электрических, подключенных и автономных автомобилей, а также развитие сервисов мобильности с основным фокусом на инновационных моделях и партнерстве с такими игроками как Gett.

--------------------------------

<1> Daimler Investor Relations Release, 26.07.17.

<2> BMW group investor factbook, July 2017.

Согласно заявлениям большинства крупных автопроизводителей, производство электромобилей является одним из перспективных направлений развития.

Отказ от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями является важной частью осуществления планов по сокращению выбросов CO2 в рамках соглашения по климату, выработанному в Париже в декабре 2015 года, поскольку, по мнению экспертов, на них (автомобили) приходится до пятой части выбросов. Согласно Парижской декларации по электромобилизации и изменению климата, количество электромобилей в эксплуатации должно достичь 100 - 140 млн. шт. к 2030 году. Таким образом, глобальный парк электромобилей должен расти темпами более 25% в год к 2025 году и темпами 7 - 10% в год в период 2030 - 2050 гг. О своих планах полного запрета автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) уже заявили такие страны, как Норвегия (2025 год), Германия (2040 год), Великобритания (2040 год), Франция (2040 год) и другие.

Лидером по количеству продаж электромобилей с 2016 года стал Китай. За ним следуют США и Норвегия. Норвегия при этом лидирует с точки зрения доли электромобилей в продажах.

Именно государственная программа по стимулированию перехода на электротранспорт в короткий срок позволила добиться лидерства на мировом рынке электромобилей. Во многом активное развитие этого сегмента рынка в странах ЕС, США и КНР обусловлено прежде всего государственной стратегией развития отрасли, включающей такие меры, как:

1) ужесточение требований к выбросам выхлопных газов и топливным стандартам;

2) субсидирование приобретения электромобилей как для покупателей, так и для производителей на государственном и местных уровнях;

3) дифференцированное налогообложение транспортных средств на основе экономии топлива или количества выбросов;

4) предоставление привилегий, например, бесплатное пользование парковкой и платными дорогами, а также доступ к зонам, выделенным для общественного транспорта;

5) стимулирование развития инфраструктуры, включая субсидирование и налоговые льготы для физических лиц и компаний по установке зарядных станций.

Основными барьерами для развития электротранспорта в России и в мире является цена электромобилей, обусловленная высокой стоимостью аккумуляторных батарей, а также недостаточное развитие инфраструктуры зарядных сетей.

Развитие электротранспорта в мире по большей части связано не только с экологическими нормами, но и с потребностью стран, не обладающих прямым доступом к энергоносителям, "слезть с нефтяной иглы". Для России развитие рынка электромобилей осложняется географическими и климатическими особенностями. В настоящее время электромобили способны проезжать без подзарядки не более 300 - 400 километров, в то время как, например, расстояние между крупнейшими городами России, Москвой и Санкт-Петербургом, составляет более 600 км. При этом плотность населения в России распределена неравномерно. Таким образом, в существующих условиях россияне могут использовать электромобиль только как городской транспорт, которые не будет отъезжать далеко от крупных городов. Тем не менее, недостаточное развитие продуктовой линейки электрического транспорта в дальнейшем окажет существенное влияние на экспортный потенциал, а также повысит зависимость от импортных производителей.

Развитие навигационных спутниковых систем является первым и основным драйвером развития транспортной телематики. Благодаря развитию технологий и росту масштабов рынка произошло снижение стоимости навигационного оборудования и решений, что сделало их доступным для новых категорий потребителей - начался экспоненциальный рост рынка и его сегментация: навигационные чипы, оборудование, системы, решения и услуги. Возможность определения местоположения автомобиля с точностью до метров на первых этапах развития рынка способствовало расширению функций автомобильных охранных систем. В России внедрение системы экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС" и ее обязательная установка с 2017 года на все новые автомобили ежегодно увеличивает базу подключенных автомобилей на 1 - 2 миллиона автомобилей. Кроме этого, точное определение местоположения автомобиля в совокупности с показателями автомобильных устройств дает четкую картину происходящего на дороге в любой момент времени, в том числе и во время ДТП, даже когда нет возможности получить свидетельские показания очевидцев. Это способствует развитию страховых телематических сервисов. На текущий момент страховые компании традиционно используют информацию о местоположении и пробеге транспортных средств, скорости, резких ускорениях и торможениях. Тем не менее, уже в ближайшем будущем также страховщики планируют использовать такие данные как соблюдение правил дорожного движения, техническое состояние автомобиля ("исправен"/"неисправен"). Как показала практика и проведенный анализ, установка навигационно-телематического устройства уменьшает частоту претензий на 20% (снижение рисков) за счет снижения мошеннических схем и завышенных требований, увеличения внимания и усилий к безопасной езде.

Вторым фактором, оказавшим существенное влияние на отрасль, стало развитие услуг сотовой связи. В 2000-х годах сотовая связь стала массовой услугой, тарифы на услуги связи снизились в десятки раз, а число абонентов выросло в сотни и тысячи раз. Существенно расширилось покрытие сотовых сетей, образуя достаточную территорию предоставления услуг связи и услуг телематики, использующих сотовую связь для передачи данных. В настоящее время многие люди используют мобильные устройства для постоянного доступа к коммуникационным и информационным службам (например, электронной почте, службам обмена сообщениями, веб-поиску и просмотру или социальным сетям). Возможность быть всегда на связи давно стала неотъемлемой составляющей современной жизни. И эта потребность растет, распространяясь на окружающие предметы и устройства. Фактически можно говорить о революционных изменениях во многих сферах деятельности человека и развитии отдельной отрасли мобильной экономики. Мобильная экономика меняет правила игры во всех отраслях. Рост проникновения смартфонов и планшетных компьютеров, а в перспективе автомобильных бортовых устройств, способствует развитию новых цифровых сервисов и каналов доступа к потребителям. Цифровое представление данных о состоянии таких параметров как скорость, эффективность использования топлива и его количество, температура воздуха, давление в шинах и прочее помогают водителю более взвешенно принимать решения об управлении транспортным средстве и уходе за ним.

Интеграция устройств, обеспечивающих доступ автомобилей к сети интернет, стала для автопроизводителей конкурентным преимуществом, которое повышает уровень удовлетворенности и лояльности клиентов. Именно автомобильная отрасль стала одной из первых отраслей, где началось масштабное внедрение Интернета вещей. Цена использования мобильной передачи данных в России в настоящий момент является одной из самых дешевых в мире. Это способствует активному использованию онлайн-сервисов в том числе и на транспорте. Рост проникновения смартфонов и планшетных компьютеров, а в перспективе автомобильных бортовых устройств, способствует развитию новых цифровых сервисов и каналов доступа к потребителям. В ближайшие годы россияне продолжат активно покупать смартфоны, уровень проникновения которых к концу 2017 года составит 57%, а к в 2022 году - 73%. Количество 4G/LTE подключений стремительно растет и в течение ближайших 5 лет в большинстве стран превысит количество подключений 3G, а через 6 лет LTE будет занимать в мире около 55% <3>. Кроме этого, операторы активно тестируют 5G технологию, обеспечивающая задержку менее 1 миллисекунды и скорость доступа к интернету в сети в районе 10 Гбит/с. Это тесно связан с концепцией кооперативной мобильности, в рамках которой с помощью надежных коммуникационных технологий с низкой задержкой должен про-активно происходить мгновенный обмен информацией о статусе и локальных событиях между транспортным средствами. 5G сеть объединяет и расширяет возможности, доступные подключенным автомобилям, такие, как широкополосная мультимедийная передача данных, облачные сервисы, сбор и передача огромных объемов данных датчиков и кооперативную мобильность через связь V2X.

--------------------------------

<3> Ericsson Mobility Report, 2016.

Смартфонизация является причиной того, что автопроизводители используют в подключенных транспортных средствах различные интерфейсы для связи со смартфонами, например, Android Auto, Apple CarPlay и MirrorLink.

Особое значение в системах "подключенных автомобилей" играют облачные платформы. "Облачные вычисления" - это новый способ организации экономики на основе сервисного подхода, в котором ключевую роль в бизнес-процессах играют информационные технологии. Заказчику не требуется строить собственную инфраструктуру, а она предоставляется в качестве сервиса по требованию из удаленного ЦОДа, то есть из "облака". Таким образом, компания переходит от модели владения инфраструктурой к использованию сервиса.

Облачные сервисы и решения также активно используются при разработке различных приложений транспортных сервисов и услуг интеллектуальной городской мобильности.

Анализ "больших данных", искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение - новые технологии, которые в ближайшие несколько лет станут определяющими для развития ИТ. Технологии искусственного ИИ лежат в основе разработки интеллектуальных систем и программного обеспечения, способных обрабатывать и анализировать информацию, в том числе распознавать визуальные образы и речь, анализировать ее и принимать решение на основе сделанных выводов, как если это бы сделал человек. В автотранспортной и логистической индустрии сложно переоценить вклад, который могут внести технологии искусственного интеллекта. Использование алгоритмов машинного обучения на основе собранных данных помогает сформировать паттерны поведения пользователя автомобиля и предиктивно предложить ему нужный маршрут, установить персональные настройки музыкальных станций, температуры в салоне и положения зеркал. Бортовая система с ИИ помимо анализа дорожной обстановки сможет следить за расходом бензина, и если посчитает, что он заканчивается, то направит транспортное средство на дозаправку. В логистике предиктивный анализ на основе машинного обучения помогает оптимизировать маршруты и обеспечить приоритезацию доставки в срок товаров, чувствительных к времени хранения.

Решения с использованием технологий ИИ активно используются при разработке систем помощи водителю (ADAS) и беспилотных автомобилей.

Во всем мире прослеживается тенденция на увеличение количества автоматизированных систем безопасности в транспортном средстве. Развитие систем активной и пассивной безопасности приводит к снижению аварийности на дорогах, а, следовательно, и к уменьшению рисков страховых компаний.

Согласно исследованию, проведенному Intel и Strategy Analytics в начале 2017 года, переход на автономные машины только за 10 лет в период 2035 - 2045 гг. сохранит полмиллиона жизней людей по всему миру (не считая нелетальных травм), а еще за это десятилетие образуется экономия в 234 млрд. долл., которая в противном случае была бы потрачена на общественную безопасность.

В 2016 году в России произошло 173694 ДТП. При этом погибло более 20 тысяч человек, а получили ранения более 200 тысяч человек. При этом 87% аварий произошло по вине водителей, нарушивших ПДД <4>.

--------------------------------

<4> Статистика ГИБДД МВД, февраль 2017.

В 95% случаев основной причиной аварии является человеческий фактор - усталость, переключение внимания (телефон, разговор с пассажирами), превышение скорости, агрессия, возрастные изменения, алкоголь и наркотики. 37% аварий при участии пешеходов, велосипедистов или дорожных рабочих с серьезными последствиями произошли в темноте или при плохой видимости <5>. Например, в 2015 году в США 1/3 аварий произошла из-за пьяных водителей, а каждое десятое - из-за невнимательности водителей <6>.

--------------------------------

<5> Intelligent transport systems EU-funded research for efficient, clean and safe road transport. European Commission.

<6> https://iot.ru/gorodskaya-sreda/kak-izmenitsya-gorodskaya-infrastruktura-kogda-samoupravlyaemye-avtomobili-vyydut-v-massy.

Одним из наиболее эффективных способов решения проблем, вызванных влиянием "человеческого фактора", является широкое внедрение технологий автономного вождения и совершенствования систем помощи водителю (ADAS-системы). В настоящий момент практически все крупные автопроизводители реализуют проекты, направленные на создание частично или полностью автономных транспортных средств, а к 2020 году западные аналитики уже прогнозируют внедрение автомобилей с автономным управлением в серийное производство.

Реализация технологий подключенного автомобиля является неотъемлемой частью разработки систем активной помощи водителю, при этом автомобиль, снабженный системой ADAS - промежуточное звено между традиционным и беспилотным автомобилем, который в дальнейшем станет центральным звеном "пассажирской экономики".

Очевидный сегодняшний тренд в мировой автомобильной отрасли - это смещение фокуса с производственного в сервисный сегмент, соответствующий новым потребностям клиентов. С развитием мирового автопрома автомобиль как концепция уже не раз претерпевал изменения, превращаясь из свидетельства роскоши и дохода в персональное средство передвижения. Автомобиль будущего, представляя собой концептуально новое устройство, которое благодаря обмену информацией с окружающим миром становится более безопасным и комфортным, превращается из средства передвижения в канал предоставления новых сервисов конечным пользователям.

TaaS/Transport-as-a-Service или MaaS - Mobility-as-a-Service - это модель использования транспортных сервисов вместо владения транспортом. При этом транспортные потребности человека удовлетворяются через единый интерфейс приложения смартфона и предлагаются единым поставщиком услуг, интегрирующим различные варианты транспорта (общественный транспорт, аренда транспорта, такси, шаттлы по заказу и т.д.).

Цель MaaS - обеспечить сквозное решение вопроса транспортировки конечных пользователей от начала маршрута до его окончания, связывая различные виды транспорта наиболее эффективным образом.

Макроэкономическая и геополитическая ситуация в мире и стране вызвала снижение доходов в первую очередь у людей, принадлежащих к среднему классу. Это способствовало развитию тенденций экономики совместного потребления, когда важно не владение объектом, а возможность его использовать. Такая модель экономики с одной стороны дает возможность пользоваться благами тем, кому дорого владение в силу слишком высокого уровня первоначального взноса, либо не рентабельно владение из-за редкого использования. Кроме этого, возникает возможность получить дополнительный доход, либо покрыть издержки на владение активом.

Стремительный рост количества горожан и транспортных средств на одного горожанина приводит к тому, что уже сегодня транспортные системы крупных городов не справляются с транспортными потоками. С продолжающимся ростом урбанизации при отсутствии решения уже сегодня в будущем проблемы могут обернуться глобальным коллапсом. Увеличение количества заторов на дорогах города приводит к снижению эффективности людей на работе, качества жизни, ухудшению экологической ситуации и здоровья на национальном уровне. В мире наблюдается быстрорастущий спрос в области концептуальных транспортных решений для городской инфраструктуры. Умная мобильность, внедрение интеллектуальных технологий, позволяет организовать движение транспортного потока так, чтобы обеспечить жителям города максимальный комфорт и безопасность. Не менее важной задачей остается снижение количества транспортных средств в городе при обеспечении требуемого уровня мобильности в городах, чему способствуют новые бизнес-модели. В концепции умной городской мобильности важное место отведено альтернативным видам транспорта, таким как велосипеды или микроэлектротранспорт (скутеры, моноколеса, электровелосипеды, сегвеи и т.д.), которые особенно эффективны в решении проблемы "последней мили". Попытки пересадить граждан на экологические виды транспорта осуществляются администрациями многих крупных городов. Сервисы интеллектуальной городской мобильности позитивно влияют на транспортную ситуацию в городе и экологию.

В условиях глобализации мировой экономики транспортные рынки также претерпевают значительные изменения. Изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок, снижение роли ВТО как регулятора международной торговли, изменение структуры инвестиций (от материало- и трудоемких производств - к капиталоемким и высокотехнологичным) приводит к необходимости совершенствования транспортно-логистических сетей, берущих на себя роль связующих звеньев в ключевых производственных цепочках.

Сегодня в развитых странах грузоотправители строят маршруты перевозок на вэб-сайтах и следят за перемещением своих посылок онлайн, а управление парком грузовиков все чаще передается электронике. Взаимодействие клиента и перевозчика все чаще происходит в виртуальном пространстве, благодаря стремительному развитию Интернета и сетевых технологий. Для разработки оптимальных маршрутов доставки используются автоматизированные системы, которые позволяют предложить клиентам более интересные тарифы и сократить время доставки. Компьютеры рассчитывают закольцованные маршруты с минимальными перепробегами, что ведет к повышению эффективности работы как транспортных средств, так и человеческих ресурсов, а в конечном счете к значительному снижению логистических затрат. При верном выстраивании логистических процессов производитель может сохранять до трети своего логистического бюджета. Содержать собственный автопарк в этих условиях становится менее выгодно, поэтому предприятия все чаще передают логистику специализированным компаниям на аутсорсинг.

Основными тенденциями в краткосрочной перспективе на рынке ТЛУ являются автоматизация и роботизация процессов, внедрение систем мониторинга и облачных сервисов, использование технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта, доставка "по требованию" (on-demand), омниканальная и прогнозируемая логистика. В долгосрочной перспективе это беспилотные автомобили и операторы цифровых сетей цепочек поставок (5PL), а также 3D печать <7>.

--------------------------------

<7> DHL Trend Monitor 2016.