Проект "Шатл"

ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" в кооперации с "КАМАЗом" и "Яндексом" представил на Московском автосалоне (ММАС) 2016 года ходовой макет беспилотного микроавтобуса. В рамках данного проекта разрабатывается не просто машину, а интеллектуальную транспортную систему (ITS). НАМИ взял на себя дизайн и образовал с "КАМАЗом" равноправную рабочую группу инженеров. "Яндекс" в проекте занимается картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями.

Новое транспортное средство в проекте - это автономный микроавтобус, способный адаптироваться к изменяющимся транспортным задачам и оптимизировать маршруты, заменяя традиционный городской наземный вид транспорта. Конструкция микроавтобуса и применяемые технологии позволяют менять почти все по требованию заказчика, поэтому применения данного транспортного средства могут быть разными, начиная от экскурсионного автобуса и заканчивая грузовой версией.

Гибкость новой транспортной системы подразумевает возможность внесения пассажиром данных в приложение своего смартфона лишь о пункте назначения, а маршрут движения прокладывается системой адаптивно в зависимости от получаемых геоданных из телематических сетей. Основными характеристиками разрабатываемого автономного микроавтобуса являются беспилотная система управления движением, адаптивная система построения путей движения в режиме реального времени, пользовательский интерфейс - приложение смартфона, возможность изменения типа кузова под заказ с использованием композитных материалов.

Микроавтобус "Шатл" конструктивно представляет собой стальной каркас с композитным кузовом. Габариты в пределах автомобиля гольф-класса, только по высоте автомобиль вырос до 2,5 метров. Передвигаться "Шатл" должен с помощью электрических мотор-колес или единого электродвигателя на выбор, а управляться исключительно автономно: управление посредством водителя даже не рассматривается.

Важным отличием от городского пассажирского транспорта заключается в том, что у "Шатла" нет конкретного маршрута и конкретных остановок по пути.

Все программное обеспечение для проекта создано в НАМИ. Российские дорожные и погодные условия также учтены. В частности, подбираются соответствующие рабочие частоты и алгоритмы обработки данных.

К 2018 году беспилотник должен быть готов к перевозке пассажиров на закрытых территориях. Первой серьезной работой для "Шатла" станет, по всей видимости, чемпионат мира по футболу, который Россия принимает в 2018 году.