Интеллектуальная городская мобильность

Неспособность традиционных моделей транспортных сервисов обеспечить требуемый уровень мобильности, стала одним из основных факторов, благодаря которому стало возможно быстрое развитие новых бизнес-моделей.

Из-за высокой стоимости поездок миллионы людей не могут пользоваться общественным или частным транспортом. Инвалиды и престарелые люди зачастую не могут пользоваться транспортом, поскольку он не приспособлен для них. Небезопасность транспорта представляет собой серьезную проблему для многих женщин, молодых людей и меньшинств, которые находятся в уязвимом положении по причине своей религиозной или этнической принадлежности. Внедрение концепции "устойчивой городской мобильности" направлено на сохранение и улучшение качества жизни, снижение негативного влияния транспорта на здоровье людей и окружающую среду, обеспечение и стимулирование экономического развития города.

Транспортные сервисы, работающие на основе инновационных цифровых технологий и бизнес-моделей, будут способствовать снижению загруженности городских магистралей, улучшению транспортной доступности и экологической ситуации, повышению прозрачности оказываемых услуг и безопасности пассажиров. Согласно исследованию Американской Ассоциации Общественного Транспорта (APTA) <25>, транспортные сервисы являются альтернативной персональному автомобилю, дополняя общественный.

--------------------------------

<25> Shared Mobility and the Transformation of Public Transit. APTA, 2016.

Транспортные сервисы представляют собой один из наиболее перспективных сегментов рынка на основе модели совместного потребления <26>. Персональный автомобиль по оценкам аналитиков, используется не более 2 раз в день, при этом время, проводимое в пути даже в крупном мегаполисе, составляет не более 2 - 3 часов в день. При этом требуется место, где автомобиль будет простаивать в то время, пока он не используется. В рамках новых бизнес-моделей автомобиль используется от четырех <27> до десяти <28> раз интенсивнее. По мнению Frost & Sullivan, концепция интеллектуальной мобильности может помочь снизить количество заторов на дорогах до 30%, выброс углерода на 10%, оптимизировать скорость движения на 60% <29> и также сократить территории, предназначенные для парковок как общественных, так и частных.

--------------------------------

<26> Assessing the size and presence of the collaborative economy in Europe. Robert Vaughan and Raphael Daverio, PwC UK, April 2016.

<27> https://www.mos.ru/news/item/25159073/.

<28> https://ffin.ru/market/review/82/60580/.

<29> https://www.enterpriseinnovation.net/article/intelligent-mobility-reduce-traffic-congestion-30-2006729560.

В настоящее время можно найти множество названий новых бизнес - моделей транспортных сервисов, однако фактически существует 2 направления:

1) компании, предоставляющие гражданам возможность найти прямой контакт между потребителем и непосредственным исполнителем с агрегированием всех возможных вариантов (ride-sharing, car pooling, e-hailing);

2) компании, обладающие собственным парком транспортных средств и сдающие их в аренду на определенный срок (car-sharing, bike-sharing).

С ростом проникновения услуг появляются операторы, предоставляющие возможность комбинировать различные виды транспортных сервисов для оптимизации финансовых или временных затрат. Основными потребителями сервисов в данном направлении являются конечные пользователи B2B и B2C сегмента.

В этом направлении можно выделить следующие сегменты:

1. агрегация сервисов и поиск попутчиков;

1.1. заказ такси через интернет (ride-hailing);

1.2. поиск попутчиков для совместных поездок (ride sharing);

1.3. шаттл по требованию (организация маршрутов по заявкам пользователей через приложение).

И т.д.

2. аренда;

2.1. поминутная аренда автомобилей (car sharing);

2.2. поминутная аренда велосипедов (bike sharing);

2.3. поминутная аренда электротранспорта;

2.4. аренда транспортных средств у других граждан;

2.5. аренда автомобиля вместо покупки.

И т.д.

3. общественный транспорт и мультимодальные перевозки;

3.1. общественный транспорт;

3.2. мультимодальные перевозки;

3.3. построение маршрутов на основе заданных параметров.

И т.д.

4. транспортные сервисы с использованием беспилотных автомобилей;

4.1. услуги беспилотного персонального такси;

4.2. услуги беспилотного автобуса/шаттла.

И т.д.

5. онлайн сервисы и сервисы, основанные на данных;

5.1. онлайн-бронирование транспорта и билетов;

5.2. доставка заказов без привязки к адресу помещения;

5.3. поиск и бронирование парковочного места;

5.4. поиск и бронирование времени электрозаправки;

5.5. услуги мобильной электрозаправки;

5.6. услуги в автомобиле во время перемещения (химчистка, обучение, мобильный доктор и т.д.).

И т.д.