Агрегация транспортных сервисов и поиска попутчиков

Традиционно, каждый таксопарк имеет свою диспетчерскую службу, обрабатывающую поступающие заказы и по радиосвязи передающую их водителям с целью оптимизации маршрутов всех работающих водителей. При отсутствии свободных водителей заказ через биржу такси передается в другую компанию. С появлением ИТ-платформ каждый водитель сам имеет возможность видеть поступающие заказы и, ориентируясь на собственную загрузку и близость вызова, может принять его. Это существенно ускоряет процесс поступления заказа от потребителя к непосредственному исполнителю. В 2011 году в городе Москве среднее время подачи такси составляло 35 минут, однако уже в 2015, при появлении агрегаторов такси и новых транспортных сервисов, оно сократилось до 5 минут. За это время количество машин, подключенных к системе Яндекс. Такси выросло с 1 до 40 тыс. <30>.

--------------------------------

<30> Анализ рынка городского пассажирского транспорта. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016.

Поэтому в мире появляется все больше сервисов, претендующих на нишу между городским общественным транспортом, привязанным к жесткому расписанию и пунктам остановок и городским такси, слишком дорогим для широких масс или персональным автомобилем, содержание и использование которого обходится все дороже.

Пользователей в таких бизнес-моделях привлекает более низкая цена, меньшее время ожидания подачи машины по сравнению с традиционными моделями, а также возможность сделать заказ и отслеживать исполнение при помощи приложения мобильного телефона. Доверие к сервису повышает возможность оценить непосредственного исполнителя.

В России постепенно происходит процесс укрупнения данного направления транспортного бизнеса. В крупных городах до 85 - 90% рынка такси уже занято агрегаторами, а то время как в городах с населением менее 300 тыс. человек по большей части используются услуги локальных автопарков традиционным заказом через диспетчера.

Другая бизнес-модель интеллектуальной городской мобильности - ridesharing или carpooling, предполагающая поиск попутчиков с использованием сети Интернет, также активно набирает популярность в России. Совместное использование автомобилей в ряде городов и стран поощряется правительством для сокращения количества автомобилей на трассах. Например, выделенные полосы предполагают возможность передвигаться не только общественному транспорту, но и автомобилям, в которых находится более 2 человек.

Еще более доступный вариант бизнес-модели, когда для перемещения из одного пункта в другой предлагается воспользоваться автомобилем сразу нескольким пассажирам.

Например, UberPool, запуск которого был анонсирован в России в 2015 году: в отличие от обычной поездки с Uber водитель может подхватывать других попутчиков, а цена такой поездки для каждого из них будет значительно ниже. Основная идея бизнеса - помочь попутчикам найти доступное средство передвижения, а водителю окупить расходы на бензин. Появляется много сервисов с автобусами/шаттлами по запросу. Компания Ford в 2016 приобрела сервис Chariot, действовавший в Сан-Франциско и уже к концу 2017 планирует расширить зону охвата до 8 городов, а далее за пределы США. Новые стартапы планируют свои маршруты с учетом потребностей пользователей, включая систему динамической маршрутизации на базе анализа данных, но при этом предоставляют конкурентоспособные цены на услуги. В будущем такие сервисы помогут более эффективно решать транспортные проблемы города. Еще один проект запущен в городах Бостон, Канзас, Вашингтон, шаттл по запросу, заказ которого возможен через использование приложения Bridj. Приложение оптимизирует маршрут и места остановок шаттла в зависимости от поступивших запросов.