Телематические транспортные и информационные системы

В 2016 году российский автомобильный рынок четвертый год подряд демонстрировал снижение продаж, достигнут уровня 1.3 млн. автомобилей. Однако, по сравнению с предыдущим годом, темпы падения замедлились (снижение в количественном выражении на 12% в 2016 году по сравнению с 36% в 2015 г.) <67>. Первое полугодие 2017 года демонстрирует оптимистический настрой, поддерживая прогнозы аналитиков. По итогам первого полугодия 2017 года рынок вырос на 6,9% до 718529 автомобилей. Согласно прогнозам аналитиков, российский автомобильный рынок в 2017 году сможет продемонстрировать рост до уровня 1.5 млн. автомобилей, прервав негативную тенденцию последних нескольких лет. Основными причинами роста стали низкая база предыдущего года, отложенный спрос и государственные программы поддержки российского автомобильного бизнеса. В ближайшие 5 лет рынок будет расти со средневзвешенной годовой скоростью 11%, достигнув уровня более 2 миллионов новых автомобилей уже в 2020 году.

--------------------------------

<67> Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России. Результаты 2016 г. и перспективы развития. PWC, февраль 2017.

В России на начало 2017 года зарегистрированы 41,6 миллиона легковых автомобилей, 3,9 миллионов легких коммерческих автомобилей, 3,7 миллиона грузовых автомобилей, 2,4 миллиона мототехники и 395 тыс. автобусов <68>.

--------------------------------

<68> Автостат, июнь 2017.

Транспортная телематика в ближайшие годы будет одним из основных стимулов роста рынка M2M, в первую очередь благодаря росту количества полисов "умного" страхования. Сейчас в мире примерно 13 млн. пользователей выбирают "умное" страхование. Их количество в ближайшие 5 лет увеличится в 10 раз, а глобальный рынок страховой телематики в 2022 году превысит 120 млрд. долл.

В мире программы "умного" страхования UBI (Usage Based Insurance) - новый подход в страховании, когда данные о качестве вождения (скорость, резкие разгоны и торможения, характер использования транспортного средства) собираются в течение определенного периода времени с помощью специального навигационно-связного устройства, установленного в автомобиле. "Умное" страхование помогает автовладельцам экономить при оформлении полиса страхования. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность "профилирования" клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов, сокращаются издержки от мошенничества. С помощью скидок на полисы страховая компания мотивирует водителей быть аккуратнее и дисциплинированнее, что повышает безопасность движения и сокращает издержки страховых компаний.

Начиная с 2013 года, большое количество страховых компаний начали предлагать страховые продукты с использованием навигационных телематических технологий. По данным консалтинговой компании PTOLEMUS <69>, за три года отмечается двукратный рост количества программ страховой телематики и географии их применения. Так, если в 2013 году насчитывалось 155 активных программ страховой телематики в 17 странах, то в 2016 году на 39 стран приходится более 300 программ, а количество полисов страховой телематики в мире превысило 12 миллионов. Количество "умных" полисов к 2020 вырастет до 100 миллионов, а в 2030 половина всех автомобилей будет использовать полис телематического страхования.

--------------------------------

<69> Usage - Based Insurance: Uberising auto insurance. Ptolemus Consulting Group, January 2016.

По праву страной лидером использования средств телематики в автомобильном страховании считается Италия. На сегодняшний день в отдельных регионах Италии проникновение услуги автострахования с использованием телематики достигло до 25% (добровольная установка), причем 16% устройств устанавливается на новые автомобили. Основным игроком глобального рынка телематического страхования является компания с итальянскими корнями Octo Telematics, владеющая более 5 млн. полисов, что составляет 39% глобальном рынка телематического автострахования <70>. С 2014 года 100% акций компании принадлежит российской группе компаний "Ренова".

--------------------------------

<70> https://www.octotelematics.com/news/five-million-cars-connected-worldwide.

"Умное" страхование в России уже сегодня предлагают несколько страховых компаний таких, как R-telematika, "Интач-страхование", "Либерти страхование", "Ингосстрах", "Альфа-Страхование", "Росгосстрах", но доля телематики в продажах пока составляет 1 - 2% от всех полисов КАСКО. В дальнейшем ситуация должна измениться, особенно с учетом роста транспортных сервисов по новым бизнес-моделям. Количество полисов умного страхования к 2022 году составит до 30 - 35% полисов КАСКО. В дальнейшем на рубеже 2030 года при оснащении подавляющего числа транспортных средств оборудованием, которое может фиксировать информацию необходимую для оценки стиля и безопасности вождения, можно будет ставить вопрос о введение в ОСАГО персонального телематического коэффициента, основанного на оценке стиля вождения.

К 2020 году уровень продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в мире вырастет почти до 90 тыс. автомобилей в год, при этом примерно 70% из них будут "подключенными" автомобилями. На российских дорогах уже к концу 2017 года будет около 1 млн. "подключенных" к системе ЭРА-ГЛОНАСС транспортных средств, а к концу 2020 года более 6 млн. персональных легковых автомобилей, подключенных к системе экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС" и около 3 млн. пользователей "умного" страхования. Всего на дорогах России будет не менее 14 млн. подключенных транспортных средств, из которых 3.5 млн. грузовых и более 10 млн. персональных легковых автомобилей.

Согласно исследованиям, проведенным компанией McKinsey <71> в Китае, Индии и Германии, 37% респондентов в 2015 году были готовы переключиться на другого производителя, если бы он был единственным предоставляющим автомобиль с доступом ко всем приложениям, медиа, передаче данных. И эта цифра почти в 2 раза выше, чем годом ранее. При этом треть респондентов выразила готовность платить абонентскую платы за сервисы на основе подключения. Уже сегодня 39% людей выделяют важность встроенных технологий в автомобиле и только 14% больше ценят высокую мощность и удобство управления <72>. К 2025 году около 67 млн. автомобилей будут использовать сервисы 5G <73>.

--------------------------------

<71> Competing for the connected customer, McKinsey&Company 2014 - 2015.

<72> Gemalto Netsize Guide 2015.

<73> 5G to be Unifying Connectivity Technology for Future Cars; To Enable V2X Communication. ABI Research, 2016.

Согласно исследованию Nuance Communication <74>:

--------------------------------

<74> This is what drivers look for in their digital co-driver. Nuance, 2016.

а) 65% респондентов хотели бы использовать систему ИИ в автомобиле, которая бы изучала их предпочтения и использовала бы их при дальнейшем использовании автомобиля;

б) 39% респондентов хотели бы, чтобы система запоминала их предпочтительные маршруты;

в) 26% респондентов хотели бы, чтобы система помнила их любимые заправки и места остановок.

Рынок решений ИИ в автомобильной промышленности составив 783 млн. долларов США в 2017 году в ближайшие 8 лет будет расти со среднегодовой скоростью 38,5% до уровня 10,6 млрд. долларов США <75>.

--------------------------------

<75> Automotive Artificial Intelligence Market by Offering (Hardware, Software), Technology (Deep Learning, Machine Learning, Computer Vision, Context Awareness and Natural Language Processing), Process, Application and Region - Global Forecast to 2025. Markets&Markets, 2016.

Рынок систем помощи водителю (ADAS) в 2015 году составил 21,7 млрд. долларов США <76>. Согласно Markets&Market рынок ADAS в период 2016 - 2021 рынок будет развиваться со среднегодовой скоростью 10,44% до уровня 42 млрд. долларов США <77>. Transparency Market Research дает более высокую оценку роста рынка ADAS, предполагая, что уже в 2020 году он составит 50,5 млрд. долларов США <78>. Junipper Research считает, что с 2020 по 2025 рынок ADAS и автономного вождения вырастет с 35 млрд. долларов до 144 млрд. долларов. Стоит отметить, что 2020 году это исключительно системы ADAS, а доля беспилотных систем уровня 4 - 5 пренебрежимо мала <79>. Таким образом, наиболее быстрый рост рынка систем ADAS можно ожидать именно в период 2020 - 2025. После 2025 года рост рынка ADAS замедлится, уступая постепенно системам более высокого уровня автономности, что в итоге приведет к 10% CAGR между 2025 - 2035 в связи с активным развитием полностью автономных автомобилей, тем не менее, автомобили с системами помощи водителю будут составлять основную долю продаж <80>. Рынок компонентов для систем ADAS и беспилотных автомобилей (лидары, радары, датчики) составит 89 млрд. долларов США в 2025 году, а количество поставляемых в год элементов достигнет 1,2 млрд. <81>. The Goldman Sachs Group оценивает аналогичный рынок в 2025 году в 96 млрд. долларов США <82>. При этом только рынок датчиков в 2025 году составит по мнению Research and Markets 48,3 млрд. долларов США <83>. Рынок радаров к 2025 году составит 12,16 млрд. долларов США <84>.

--------------------------------

<76> Automotive Advanced Driver Assistance Systems (ADAS) Market 2015 - 2025. Visiongate, 2015.

<77> ADAS Market by Type (ACC, HUD, TPMS, LDWS, Blind Spot Detection, Adaptive Front Lights, Electronic Brake Assist, Park Assist, Night Vision, Pedestrian Detection, Road Sign Recognition, Drowsiness Monitor), Sensor Technology (Ultrasonic, Image, RADAR, LIDAR, Infrared), Vehicle Type, & by Region - Forecast to 2021. Markets&Markets, 2016.

<78> Advanced Driver Assistance Market - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends and Forecast, 2013 - 2020. Transparency Market Research, 2014.

<79> Autonomous Vehicles & ADAS: Adoption, Regulation & Business Models 2016 - 2025. Juniper Research, 2016.

<80 Global Autonomous Car Technology Market Forecast and Opportunities, 2035 - ADAS, Semi-Autonomous, Fully - Autonomous. TechSkiResearch, 2015.

<81> Advanced Driver Assistance System Market Forecasts. Tractica, 2016.

<82> Monetizing the rise of Autonomus Vehicles. Goldman Sachs, 2015.

<83> Automotive sensors market 2016 - 2025, Research & Markets, 2017.

<84> Automotive Radar Market Analysis By Range (Long Range, Medium & Short Range), By Vehicle Type (Passenger Cars, Commercial Vehicles), By Application, By Frequency, By Region, And Segment Forecasts, 2014 - 2025. Grand View Research, 2017.

Как подсчитали аналитики Nissan, развитие сегмента самоуправляемых автомобилей ежегодно будет добавлять 0,15% к ежегодным темпам прироста ВВП в странах Евросоюза. 5% мирового ВВП, или 5,6 трлн. долл., позволят ежегодно экономить беспилотные машины при условии 100% распространения.

Ежегодные продажи автомобилей с различными уровнями автономности достигнут 45 млн. штук в 2020 году, а к 2030 году доля полностью автономных автомобилей достигнет 8%. Несмотря на быстрый рост продаж, проникновение полностью автономных автомобилей в 2030 году все еще будет низким (менее 5% в Европе). При этом доля частично автономных автомобилей (L2) в продажах составит 62% в 2030 году <85>. Продажи полностью автономных автомобилей вырастут с 230 тыс. единиц в 2025 году до 11.8 млн. единиц в 2035 году. А к 2050 году все автомобили на дорогах будут полностью автономными <86>. Первый автомобиль 3 уровня автономности Audi A8 сможет появиться на дорогах уже в 2018 - 2019 гг.

--------------------------------

<85> The Autonomous Vehicle Global Study. Ptolemus Consulting Group, 2017.

<86> How automakers can survive the self-driving era. ATKerney, 2016.

Уже к 2025 году рынок систем высокого уровня автономности и беспилотных автомобилей (SAE 4-5) достигнет 42 млрд. долларов США, а к 2035 году почти 10% мировых продаж будут составлять полностью автономные машины и рынок вырастет до 260 млрд. долларов <87>. Во время исследования специалисты из Boston Consulting Group обнаружили, что 44% американских водителей рассматривают возможность покупки автономной машины в ближайшее десятилетие, а более 20% из них готовы потратить дополнительные $5000 на такой автомобиль. Наибольший рост рынка систем беспилотного вождения стоит ожидать именно после 2025 года, когда продажи автомобилей станут массовыми.

--------------------------------

<87> How Automakers Can Survive the Self-Driving Era. A.T.Kearney, 2015.

Темпы роста доли автомобилей с ограниченной автономностью в России отстают в среднем на 4 - 5 лет от глобального оптимистичного сценария. Тем не менее по оценкам аналитиков, уже к 2025 году доля автомобилей с ограниченной автономностью в продажах на российском рынке может достигнуть 1 - 2%. Количество полностью автономных автомобилей в России составит более 20 тыс. единиц к 2025 году. При этом большая часть автономных автомобилей будет передвигаться на закрытых территориях (карьер, кампус, парк, территория предприятий, и др.). А через 25 лет количество полностью автономных автомобилей в России вырастет до 11 млн. единиц. Согласно оценке экспертов рынка <88>, первый полностью автономный грузовой автомобиль выйдет на дороги общего пользования не ранее 2035 года.

--------------------------------

<88> https://quto.ru/journal/carmakers/71959/.

Китайский производитель BYD поставил 102500 электромобилей своим клиентам в Китае в 2016 году, в то время как Tesla продала около 75000 электромобилей, в основном в Северной Америке, но также в Европе и Китае. Однако, с учетом цены на автомобили, выручка американского лидера продаж электромобилей составила почти в 2 раза больше, чем у BYD. Аналитики Bloomberg New Energy Finance (BNEF) на основе уровня продаж и цены автомобилей оценили выручку BYD в 3,8 млрд. долл., а Tesla - в 6,35 млрд. долл. Автопроизводители совместно поставили порядка 700000 электромобилей в 2016 году, по данным BNEF. Доля BYD составила около 15% мирового рынка, Tesla заняла 11%. Три самые продаваемые автомобили заняли 19% рынка (в 2015 году на них приходилось 29%). Продажи электромобилей выросли на 55% в 2016 году и, согласно оценкам BNEF, вырастут на 39% в 2017 году. К 2040 году электромобили составят около 67% всех продаж новых транспортных средств в Европе, 58% в США и 51% в Китае. Лидерами в этом отношении будут страны, которые предпринимают наибольшие усилия по адаптации новой технологии, в том числе Норвегия, Франция и Великобритания <89>. Данные BNEF несколько отличаются от оценок EV-Volumes, согласно которым в 2017 году было продано 750 тыс. электромобилей.

--------------------------------

<89> Electric Vehicle Outlook 2017. Bloomberg New Energy Finance (BNEF), Июль 2017.

На конец 2016 года количество используемых электромобилей в мире превысило 2 миллиона <90>, а в 2017 году их станет больше еще на миллион. Только за первый квартал 2017 года было продано почти 200 тыс. электромобилей в мире, что на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. За первые 4 месяца 2017 года в мире было продано почти 260 тыс. электромобилей. Сегодня это составляет менее 1% мировых продаж. Агентство Bloomberg ожидает, что к 2040 году доля электромобилей и гибридов в мировых продажах будет составлять 35% <91>. Доля автомобилей на дорогах к этому времени может составить 25%. Норвежский Институт Транспортной Экономики 00000008.wmz считает, что в Норвегии, где активно продвигается переход на электромобили, при отсутствии государственного запрета на продажи и использование автомобилей с ДВС в рамках оптимистического сценария естественный рост доли электромобилей в продажах до 90% можно ожидать после 2024 года, а 90% проникновения - через 20 лет <92>.

--------------------------------

<90> Global EV Outlook 2017, IEA, EVI, 2017.

<91> Bloomberg New Energy Finance Report, 2017.

<92> From innovation to penetration: Calculating the energy transition time lag for motor vehicles. 00000009.wmz institutt, 00000010.wmz, Июнь 2017.

В России на начало 2017 года зарегистрировано 920 электромобилей, из которых 93 - российского производства <93>. В первом квартале 2017 года было куплено всего 17 электромобилей. Согласно оценке министра энергетики России А. Новака на форуме ENES 2016, в России к 2020 году может использоваться около 200 тыс. электромобилей, однако, при активной поддержке государства согласно решениям, принятым в ходе совещания в июле 2017 года, можно ожидать более быстрые темпы развития рынка электромобилей.

--------------------------------

<93> Автостат, 2017.

Мировой рынок электрических велосипедов согласно прогнозу Navigant Research, в 2023 году составит 40,3 млн. шт. в сравнении с 31,7 млн. шт. в 2014 году. <94> В денежном выражении глобальный рынок электрических велосипедов в 2016 году составил 15,7 млрд. долл., в 2025 гг. составит 24,3 млрд. долл. по прогнозу Navigant Consulting. <95> Средний годовой прирост - 6% в год в течение прогнозируемого периода с 2017-го по 2021-й годы <96>. Основная доля - 94% мирового рынка электрических велосипедов - приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Второй по значимости рынок - это Европа (около 5%) <97> <98>.

--------------------------------

<94> Данные Statista, 2017, Navigant Research (2014), Includes all electric bicycles where power assistance stops at top speeds of less than 25 kilometers per hour.

<95> Данные Statista, 2017, Navigant Consulting (2016)).

<96> Global E-Bike Market 2017 - 2021, Research&Markets, 2017/ Global E-Bike Market 2017 - 2021. Technavio, 2017.

<97> Данные Statista, 2017; bloomberg.com.

<98> Данные Statista, 2017.