Интеллектуальная городская мобильность

Распространение пассажирской экономики окажет влияние на существенное влияние на автомобильную индустрию в целом. Отказ от владения персональными автомобилями отрицательно повлияет на потребность в производстве новых автомобилей, однако, более интенсивная эксплуатация автомобилей в совместном использовании потребует более частого обновления парка. Также росту глобального автомобильного парка будет способствовать процесс общей глобализации и увеличению использования транспортных сервисов благодаря большей доступности для всех слоев населения. Аналитики McKinsey прогнозируют общее снижение темпов роста производства автомобилей с 3% в период с 2010 по 2015 годы до 1,5 - 2,4% в период с 2015 по 2030 годы.

Новые бизнес-модели, являющиеся основой концепции, за последний год получили широкое признание не только в мире, но и в России, особенно среди людей среднего возраста и подрастающего поколения. Согласно оценкам Gett, в 2015 году лишь 2% пути всех поездок совершалось при помощи новых транспортных сервисов, в уже в 2016 году в 2.5 раза больше. Предполагается, что уже к 2025 году подобные сервисы займут 20 - 50% рынка перевозок людей <99>. К 2030 году 40% всех транспортных средств будет по-прежнему иметь индивидуальных владельцев, но доля их использования сократится до 5% <100>.

--------------------------------

<99> http://www.rzd-partner.ru/auto/news/k-2025-g-obyem-taas-sostavit-20-50-rynka/.

<100> Rethinking Transportation 2020 - 2030. RethinkX, 2017.

Количество пользователей BlaBlaCar составляет более 2,5 миллионов пользователей и по оценке владельцев компании остается одним из наиболее быстро растущих сегментов мирового рынка. Общее количество пользователей с учетом конкурентов не превышает 3 - 3,5 миллионов пользователей, однако, общая емкость рынка может достичь более 12 млн. пользователей, однако ее сложно посчитать в деньгах, поскольку основа модели - возмещение цены бензина водителю. В ряде стран BlaBlaCar ввел комиссию за использование сервиса. Также была попытка ввести подобные отчисления в России в нескольких тестовых регионах, что сильно повлияло на популярность сервиса, поэтому комиссию отменили и вводить на национальном уровне не стали.

По оценкам экспертов рынка и владельцев компаний, один автомобиль в системе краткосрочной аренды может заменить 10 - 15 автомобилей личного пользования. 60% пользователей сервиса являются владельцами персональных автомобилей, при этом до 30% после 3 лет активного использования сервиса, отказываются от персонального автомобиля. Сравнивая с другими городами, в Берлине на 1 тыс. жителей приходится 0,66 машин, занятых в системе каршеринга, в Милане - 1,16 автомобилей, в Москве - примерно 0,2. Таким образом, только в Москве парк автомобилей каршеринга может вырасти в 4 - 5 раз, не говоря уже о других городах, где сервис не развит в принципе. Согласно исследованию McKinsey <101>, более 60% респондентов, планируют увеличить или существенно увеличить использование транспортных сервисов по новым бизнес-моделям таких, как car-sharing или ride-sharing в ближайшие 2 года.

--------------------------------

<101> How shared mobility will change the automotive industry. Anne Grosse-Ophoff, Saskia Hausler, Kersten Heineke, and Timo 00000011.wmz, McKinsey, 2017.

В Германии, например, сегодня работает около 125 компаний, предоставляющих сервис поминутной аренды автомобилей (car-sharing). При этом количество автомобилей за последние 16 лет выросло в 16 раз.

Car-sharing в России предоставляется пока только в крупных городах. Мэрия Москвы активно продвигает сервисы умной городской мобильности. В Москве на сегодня представлено 6 операторов, общий парк которых составляет 2,7 тыс. автомобилей. Однако, для города с населением более 12 млн. человек этого недостаточно, чтобы сервис стал массовым. Хотя по динамике роста автопарка каршеринга Москва занимает 1 место в мире.

Компании-операторы проинвестировали в развитие каршеринга в Москве порядка 1,7 млрд. рублей. В августе 2017 года мэр г. Москвы поручил выделить дополнительно средства для субсидирования операторов краткосрочной аренды машин. Также сервис каршэринга доступен в Санкт-Петербурге от компаний YouDrive, Делимобиль и Colesa, и Краснодарском крае (Сочи, Адлер, Красная поляна, Туапсе, где работают Urentcar и YourMove).

На конец 2015 года 86 тыс. автомобилей использовали совместно 5,8 млн. человек <102>. К 2021 году количество зарегистрированных в системе пользователей вырастет до 35 миллионов во всем мире, а количество автомобилей до 246 тыс. Frost&Sullivan оценивает количество адептов сервиса на конец 2015 года в 7 млн. человек и предполагает, что 425 тыс. машин будут использовать совместно 36 миллионов водителей <103>. Global Market Insights, считает, что количество пользующихся услугами поминутной аренды автомобилей к 2024 году достигнет 30 миллионов. В пределах погрешности данные оценки можно считать близкими по значению и использовать консенсус прогноз для оценки рынка.

--------------------------------

<102> What's Ahead for Car Sharing? BCG, 2016.

<103> Future of Carsharing Market to 2025.

По прогнозам Goldman Sachs, к 2030 году рынок мобильных сервисов, таких как Uber, Lyft и Didi Chuxing, достигнет 285 млрд. долл. Тем самым в сравнении с нынешним объемом рынок вырастет в восемь раз - пока он составляет 36 млрд. долл. Сейчас на мобильные сервисы приходится около трети всего мирового рынка такси, объем которого достигает 108 млрд. долл. К 2030 году соотношение изменится: мобильные сервисы будут превосходить традиционные в пять раз. Сейчас на мобильные сервисы такси приходится 15 млн. поездок ежедневно, к 2030 году их количество, по прогнозам Goldman Sachs, должно вырасти до 97 миллионов <104>.

--------------------------------

<104> Rethink Mobility, Goldman Sachs 2017.

VTB Capital оценивает объем российского рынка такси в 2016 году в 500 млрд. руб. без учета теневой экономики. По оценке UBS, по итогам 2016 года емкость российского рынка коммерческого извоза составила 526 млрд. руб., а к 2021 году вырастет до 1,097 трлн. руб <105>. В 2015 году Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации оценивал данный рынок в 441 млрд. руб. Дополнительно теневой сектор этого сегмента рынка может составлять примерно 116 млрд. руб <106>.

--------------------------------

<105> http://tkru.ru/threads/dva-krupnyx-igroka-rossijskogo-rynka-taksi-agregatorov-rutaxi-i-fasten-obedinilis.9370/.

<106> Анализ сегмента такси на рынке городского пассажирского транспорта. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.

Согласно исследованию, проведенному Markets&Markets <107>, глобальный рынок предоставления услуг "мобильности по запросу" будет расти со среднегодовой скоростью 19,8% и достигнет 276 млрд. долл. к 2025 году. Компания Gett предлагает оценивать рынок городской мобильности исходя из количества освоенных тем или иным способом миль. Предполагая, что цена одной мили в подобных системах составляет примерно 1 доллар США, а люди ежегодно проезжают 10 трлн. миль. Доля мобильных сервисов в 2015 году составляла 2%, в 2016 5%, а к 2025 году составит от 20 до 50%. Таким образом, глобальный рынок уже в 2025 году может составить 2 - 5 трлн. долларов США.

--------------------------------

<107> Ride Hailing Market by Service Type, Markets&Markets, 2017.

Пассажирооборот транспорта общего пользования составил в 2016 году 511,4 млрд. пасс.-км (98,1% к уровню 2015 г.). Подвижность населения на транспорте общего пользования снизилась в 2016 году на 2,2% к уровню 2015 года и составила 3,5 тыс. пасс.-км на 1 человека. Динамика пассажирооборота и транспортной подвижности населения обусловлена снижением деловой активности и реальных располагаемых доходов населения (94,1% к уровню 2015 года). В 2016 году в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования увеличилась доля железнодорожного и автомобильного транспорта. В 2016 году автобусным транспортом общего пользования перевезено 11,1 млрд. пассажиров (98,1% к уровню 2015 года) и выполнен пассажирооборот в размере 116,6 млрд. пасс.-км (99,0% к уровню 2015 года). Согласно прогнозу правительства Российской Федерации <108> автомобильным транспортном в 2020 году будет перевезено ок. 38 млрд., а в 2030 41,6 млрд. пассажиров. Пассажирооборот составит в 2020 году 1,4 трлн. пасс/км, а в 2030 1,6 трлн. пасс/км. Средняя цена за 1 км при поездке на такси по России составляет сегодня 23 рубля <109>, таким образом, рынок транспортной мобильности в 2020 году может составить более 100 млрд. долларов США, а в 2030 более 300 млрд. долларов США.

--------------------------------

<108> Распоряжение Правительства РФ от 22-11-2008 1734-р (2017)).

<109> http://tass.ru/info/4412428.

По подсчетам Аналитического центра (АЦ) при правительстве Российской Федерации теневой сектор таксомоторных перевозок занимает пятую часть рынка такси и оценивается в 116,4 млрд. руб. Сейчас это в основном автомобилисты, для которых такси не является основной работой. Рынок легальных такси, по оценкам АЦ, составляет 441 млрд. руб. Авторы исследования оценили число легально работающих такси в стране в 338 тыс. единиц, при том что выдано около 457 тыс. разрешений на такие услуги.

Global Market Insights предполагает, что объем глобального рынка каршеринга к 2024 году превысит 16,5 млрд. долл., показывая ближайшие годы средневзвешенный рост 34,8% в год <110>.

--------------------------------

<110> Car Sharing Market Regional Outlook, Growth Potential, Price Trends, Competitive Market Share & Forecast 2016 - 2024, Global Market Insights 2017.

В целом объем рынка транспортных сервисов и сопутствующих мобильных приложений, согласно оценке McKinsey, составит 1,5 трлн. долларов США в 2030 году <111>.

--------------------------------

<111> Disruptive trends that will transform the auto industry. Paul Gao, Hans-Werner Kaas, Detlev Mohr, Dominik Wee, McKinsey, 2017.

Поскольку понадобится время для изменения поведения конечных пользователей и принятия ими сервисов беспилотной пассажирской логистики, рост этого сегмента рынка в период 2030 - 2035 будет незначительным и кумулятивно составит 800 млрд. долларов США <112>.

--------------------------------

<112> Intel & Strategy Analytics. Accelerating the Future: The Economic Impact of Emerging Passenger Economy, 2016.