Транспортно-логистические услуги

Одним из основных показателей развития рынка транспортно-логистических является доля контрактной логистики компаний 3PL+ уровня. На мировом уровне сейчас наиболее развит именно сегмент 3PL. Сегмент 2PL позволяет оптимизировать расходы только на отдельных операциях, не представляя всей выгоды перевода логистических процессов на аутсорсинг. Сегмент 4PL находится на начальном этапе развития и в настоящее время пользуется спросом только у крупнейших компаний мирового уровня, для которых в рамках масштаба производства представляет существенную экономию на издержках, однако в целом требует большего количества затрат. Аналитики оценивают долю услуг сегмента 3PL на российском рынке в 6 - 8%, в то время как на глобальном уровне она в 2 - 3 раза выше.

В целом доля контрактных услуг на российском рынке транспортно-логистических услуг существенно ниже, чем в странах Европы и США, что говорит о наличии огромного потенциала развития отрасли, роста спроса на услуги логистических компаний, а также недостаточном развитии уровня сервисов в настоящее время. Чаще всего на аутсорсинг передают внутренние перевозки <113>, хранение на складе и внешние перевозки. Чтобы обеспечить качество сервиса поставщики сервисов уровня 3PL должны в первую очередь обеспечить IT-решение для планирования и маршрутизации перевозок, управления складами и центрами распределения, электронного документооборота и обеспечения прозрачности операций.

--------------------------------

<113> 2017 Third-Party Logistics Study The State of Logistics Outsourcing, Capgemini Consulting, Penske, Pennstate Smeal College of Business, 2017.

Компания BCG оценивает <114> объем глобального рынка транспортно-логистических услуг в 2014 году в 2,7 трлн. евро (3,5 млрд. долл.), из которых 2,3 трлн. евро (3 млрд. долл.) - это перевозки (включая автомобильные - 1,3 трлн. евро) и 0,7 трлн. евро - сами транспортно-логистические услуги.

--------------------------------

<114> Транспорт и логистика в изменяющемся мире. Возврат на путь прибыльного роста. The Boston Consulting Group, 2016.

Согласно оценке M.A.Research <115>, в 2015 году объем мирового рынка транспортно-логистических услуг составил 4,1 млрд. долл. В 2016 году воздействие таких факторов, как замедление темпов роста мировой экономики, девальвация локальных валют по отношению к доллару США несколько ослабло. Это положительно сказалось на динамике рынка ТЛУ, объем которого увеличился на 1 - 2%. В 2017 году, учитывая прогнозируемую динамику мирового ВВП и торговли, темпы роста рынка ТЛУ могут повыситься до 5%.

--------------------------------

<115> Рынок логистического аутсорсинга, M.A.Research, август 2016.

Основными странами-игроками на рынке ТЛУ являются США, Китай и страны ЕС, распределяя между собой почти 60% рынка. На долю России при этом в 2015 году приходилось не более 2,5%. Под влиянием макроэкономической и геополитической ситуации эта доля за последние 2 года упала еще и составляет менее 2%.

Динамика и структура российского рынка транспортно-логистических услуг в 2016 г. в значительной степени определялись продолжением воздействия внешних факторов, сложившихся в 2015 году. В их перечень наряду с глобальными макроэкономическими рисками входят риски геополитические, связанные с событиями в Украине, и введением Россией и ЕС взаимных ограничительных мер. Серьезным фактором, усилившим дестабилизацию на рынке ТЛУ в 2015 году, стала резкая девальвация рубля. Сочетание внешних и внутренних факторов (экономическая рецессия и структурный кризис) неизбежно привело к снижению спроса на транспортно-логистические услуги, изменению географии грузопотоков, сокращению инвестиционных программ развития транспортной и логистической инфраструктуры, ухудшению финансового состояния транспортных компаний и логистических операторов.

Российский рынок ТЛУ оценивался в 2015 году в 2,9 трлн. рублей <116>. Доля грузоперевозок в объеме рынка составляла более 85%, большую часть которых составляли автомобильные перевозки. По данным Businesstat, в России в 2016 году стоимостный объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок увеличился на 7,9% и составил 853,7 млрд. руб.

--------------------------------

<116> Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014 - 2015 гг. и прогноз до 2018 г. RBC Research.

В 2016 году грузовым автомобильным транспортом перевезено 5138,2 млн. тонн грузов (101,9% к уровню 2015 года), грузооборот составил 234,47 млрд. т-км (100,8% к уровню 2015 года). Объем коммерческих автомобильных перевозок составил 1 546,5 млн. тонн (100,4% к уровню 2015 года), коммерческий грузооборот - 123,10 млрд. т-км (102,1% к уровню 2015 года).

В 2017 году выручка участников рынка автомобильных грузовых перевозок в России прогнозируется на уровне 910,4 млрд. руб, что на 6,6% выше значения 2016 года. В дальнейшем ожидается постепенное увеличение темпов прироста показателя по мере восстановления объемов импорта. Наращивание импорта будет происходить в результате постепенного укрепления национальной валюты. В 2017 - 2019 гг. динамика российского рынка ТЛУ будет определяться постепенной нормализацией экономической ситуации в Российской Федерации, стабилизацией курса рубля на фоне умеренного повышения стоимости нефти и ростом предпринимательской уверенности. Среднегодовые темпы прироста в целом по рынку логистического аутсорсинга прогнозируются на уровне 6% (при снижении инфляционной составляющей до 4,5 - 5%), доля ТЛУ в ВВП Российской Федерации составит 3,8%. Наиболее высокая динамика ожидается в сегменте складских услуг, что обусловлено восстановлением рынка после сильного падения в 2015 году <117>.

--------------------------------

<117> Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2015 - 2016 гг. и прогноз до 2019 года. M.A.Research, 2016.

Одним из основных показателей развития рынка ТЛУ является доля контрактной логистики компаний 3PL+ уровня. На мировом уровне комплексные транспортно-логистические услуги показывают наибольший рост, увеличив за последние 10 лет свою долю в структуре глобального рынка ТЛУ в три раза <118>. На мировом уровне сейчас наиболее развит именно 3PL сегмент. 2PL позволяет оптимизировать расходы только на отдельных операциях, не представляя всей выгоды перевода логистических процессов на аутсорсинг. Сегмент 4PL находится на начальном этапе развития и в настоящее время пользуется спросом только у крупнейших компаний мирового уровня, для которых в рамках масштаба производства представляет существенную экономию на издержках, однако в целом требует большего количества затрат. В дальнейшем также предполагается, что именно этот сегмент рынка будет расти. По данным нового отчета Grand View Research, ожидается, что к 2025 году рынок Global Third Party Logistics (3PL) достигнет 1,24 трлн. долл. США. Аналитики оценивают долю 3PL услуг на российском рынке в 6 - 8%, в то время как на глобальном уровне она в 2 - 3 раза выше.

--------------------------------

<118> Российский рынок транспортно-логистических услуг. Влияние санкций и рецессии. M.A.Research.

Доля контрактных услуг в ТЛУ на российском рынке существенно ниже, чем в странах Европы и США, что говорит о наличии огромного потенциала развития отрасли, роста спроса на услуги логистических компаний, а также недостаточном развитии уровня сервисов в настоящее время.

Чаще всего на аутсорсинг передают внутренние перевозки <119>, хранение на складе и внешние перевозки. Чтобы обеспечить качество сервиса поставщики 3PL сервисов должны в первую очередь обеспечить IT-решение для планирования и маршрутизации перевозок, управления складами и центрами распределения, электронного документооборота и обеспечения прозрачности операций.

--------------------------------

<119> 2017 Third-Party Logistics Study The State of Logistics Outsourcing, Capgemini Consulting, Penske, Pennstate Smeal College of Business, 2017.